Атлас
Войти  

Также по теме

Мозг младенца


  • 1792

Когда в семье появляется младенец, счастливые родители, бабушки-дедушки и прочие родственники стараются, как могут, сделать все возможное, чтобы ему в этом мире было удобно и уютно. Моя нынешняя статья о том, как помочь малышу почувствовать себя действительно хорошо и что для этого можно сделать не только в материальном, но и в психологическом плане.

Обычно мало кто из взрослых задумывается, как устроен внутренний мир младенца. Между тем это знание может сильно повлиять на стратегию воспитания, да и просто на обращение с ребенком. Первая и самая главная особенность детей до трех лет - неразрывная связь психического и физического развития. Особенно сильно это проявляется до года, хотя и потом этот феномен заметен достаточно ярко. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, представим себе, как происходит общение малыша с миром. В течение первого года он осваивается, обживается в границах собственного тела, практически целиком отдаваясь этому увлекательному делу. Например, после того, как у ребенка появляется бинокулярное зрение, он может как следует рассмотреть маму или прочих людей. Научился пользоваться ручками - становится доступным предметный мир: можно хватать погремушки, ощупывать их, совать в рот, разглядывать под разными углами. Это сразу стимулирует и мыслительный процесс, и процесс накопления информации. Ребенок сел - новый опыт, новые горизонты. Пошел - расширяются границы пространства. Начал говорить - устанавливаются связи с другими людьми и появляется новая область сознания, связанная с социальной жизнью.

Эта взаимосвязь настолько сильна, что в первые годы жизни интеллект малыша практически полностью определяется его физическими навыками и возможностями. И если в развитии отстает какая-то физическая функция, то автоматически начинает отставать и психическое развитие. Скажем, если ребенок плохо слышит, то даже при полностью здоровом мозге без специальных развивающих мер он быстро начнет отставать в социальном плане. Именно поэтому так важно следить за здоровьем грудничка и стараться выявлять как можно раньше возможные нарушения.

С другой стороны, такое положение вещей имеет и приятные стороны: укрепляя малыша физически, мы можем стимулировать его интеллектуальное развитие. Хорошие педиатры и невропатологи это знают и учитывают в своих рекомендациях. Скажем, ранняя гимнастика и массаж ускоряют развитие пространственных способностей ребенка.

Недавно подруга рассказала забавную историю: она пришла к врачу и пожаловалась, что малыш никак не начинает говорить, на что врач спросил, рвет ли ребенок книжки. Подруга, филолог по образованию, очень возмущалась: "Зачем рвать-то? Это что, борьба устного и письменного слова? Но ведь читать-то он все равно не умеет!" Конечно, устное и письменное слово тут ни при чем: просто когда ребенок рвет что-либо, он развивает способность делать тонкие и мелкие движения, так называемую мелкую моторику. A в нашем мозге за эти два вида деятельности отвечает один и тот же отдел. Рвать бумагу, а уж тем более книжки, необязательно: можно складывать с малышом мозаики, рисовать пальцами на старой газете или запихивать сухие макаронины в пустую бутылку.

Еще одна интересная особенность детского мозга заключается в том, что именно в раннем возрасте существуют периоды, когда он особенно чувствителен к развитию тех или иных способностей. Периоды эти быстро сменяют друг друга на протяжении первого года жизни, и если в нужный момент малыш получает необходимую информацию, то эта способность развивается быстро и без особых усилий со стороны взрослых. Скажем, известно, что все дети, говорящие на китайском языке, имеют абсолютный слух. Это связано не с генетическими особенностями, а с влиянием среды: в китайском языке значение слова зависит от высоты звука и потому китайские дети слышат в нужный период очень музыкальную речь, которая и формирует у них соответствующий отдел мозга.

Уследить за сменой этих периодов практически невозможно, да и не нужно. Просто старайтесь, чтобы среда вокруг вашего малыша была максимально разнообразной. Иными словами, в окружающем его мире должны быть не только погремушки, кубики или куклы, но и лесные прогулки, походы в гости, общение с другими детьми, музыка и игра в песочнице. Ребенок сам выберет, что ему нужно, в правильный момент.

Общение и интересные публикации на Еве.Ру

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter