Атлас
Войти  

Также по теме

Московские чиновники решили открыть коворкинг-центр

БГ выяснил у руководителя Департамента науки и предпринимательства Москвы Алексея Комиссарова, откуда взялась такая идея, зачем городу еще один модный деловой кластер, а также кого и на каких условиях позовут работать в «Московский коворкинг 2.0»

  • 4181
RIAN_00974303.LR.ru.jpg
Фотография: РИА «Новости»

— Что происходит: почему в Нагатино, в помещении какого-то старого завода, транслируется конференция TED из Эдинбурга и там же открывается коворкинг-центр — Департамент науки и предпринимательства задумался о заботах стартаперов?

— Ничего странного, у нас тут обычный департамент: кроме профессиональных чиновников, много людей из бизнеса. На самом деле понятно, что одна из основных проблем у предпринимателей в Москве — отсутствие площадей. Об этом говорят все, кто имеет отношение к бизнесу, а особенно те, кто только начинает бизнес, создает компанию. Им найти помещение не то что дорого — снять его на короткий период не представляется возможным.

— А почему на короткий срок?

— Да потому что, когда бизнес начинается, никто не может сказать, когда ему понадобится дополнительная площадь. И если вы придете в любое агентство, вам там скажут, что нужно заключать договор на столько-то квадратных метров и на год, а вам, может быть, столько и не нужно будет через месяц. Мы пытаемся находить решение, чтобы была возможность арендовать именно необходимые площади.

— То есть «Московский коворкинг центр 2.0» — это такая помощь от города? «Поможем найти помещение на выгодных условиях и по льготной цене»?


— Не только. Еще молодым предпринимателям не хватает нормального полноценного общения, связей между бизнесменами, маленькими и большими компаниями. Такие связи существуют в бизнес-инкубаторах, но они ориентированы на инновационные компании и там определенная система отбора, не каждый может попасть. У нас же бизнес может быть самый разный, могут работать и архитекторы, и дизайнеры, и IT-специалисты — любые компании, которые оказывают какие-то услуги. Поэтому коворкинг-центр — это больше, чем просто имущественная поддержка. Плюс мы даем возможность снять помещение по потребностям, например кому-то нужно только одно рабочее место, а кому-то больше: коворкинг-центр будет с разными зонами — c закреплением рабочего места и без; можно работать в кабинете, а кому-то будет достаточно опен-спейса — все будет максимально гибко, с дополнительными услугами, например можно будет нанять секретаря. Главное, чтобы люди заряжались предпринимательской энергией. Мы хотим создать креативную атмосферу. Еще мы решили добавить то, чего многим сейчас не хватает: совместить крупный бизнес с малым, чтобы они обменивались заказами и идеями. В городе много крупных предприятий , и им нужны небольшие партнеры, которым они готовы отдать какие -то услуги, часть производства.

— Что это значит?

— Допустим, в производстве есть выпуск какой-то детали, изготовление которой крупный бизнес готов отдать малому на аутсорсинг, так как он непрофильный для него. Вот есть, например, ОАО «Автофрамос», которое делает автомобили Renault, но не будет заниматься выпуском резиновых ковриков для авто, как и любой автомобильный завод, — он закажет эту работу другому предприятию.

— Не очень понятно, как это сходится с идеей коворкинг-центра. К тому же в общем пространстве обычно работают какие-нибудь айтишники, а не те, кто производят коврики, нет?

— А мы и не хотим, чтобы были только айтишники, пусть будут разные компании. Пусть предприниматели знают, что вот здесь проходят встречи, которые могут быть полезны. И пусть на эти встречи приходят не только те, кто работает в коворкинг-центре. Мы сегодня на Лианозовском молочном комбинате были, они рассказывали, какой малый бизнес им нужен.

— Звучит отлично, но разве у малого бизнеса нет проблем поважнее?

— А думаете, мы больше ничем в городе не занимаемся? Да, проблем куча, часть из них решает штат поддержки малого бизнеса. Я сегодня в очередной раз получил положительные отзывы, многие компании говорят, что стало гораздо проще подключиться к электросетям. А недавно начали разбираться с подключением ресторанов к газу — использование газа в Москве практически запрещено. Смотрите, что происходит: готовить в ресторанах на газу нельзя — в результате на кухнях ставят просто баллоны с газом и их используют. От этого плохо всем. А мы хотим, чтобы был здравый смысл в тех запретах, которые сейчас существуют в городе. Ведь как бывает? Вот старушка девяностолетняя может пользоваться газом у себя в квартире, и никто не говорит, что это опасно, хотя однажды она может просто забыть выключить газ. А современные рестораны, которые оборудованы профессионально (там есть всякие датчики безопасности), не могут. Или 159-й закон, согласно которому компании, арендующие помещения у города, должны выкупать их без очереди, — этот закон не работает. Мы разбираемся, как так происходит.

— К коворкинг-центру уже кто-то присоединился?

— Мы его еще пока не открыли, мы успели провести только первый ивент. Хотим для начала привлечь к нему внимание, откроем полноценно к концу года.

— А людей какого возраста вы позовете?


— Наша задача сделать так, чтобы туда приходили люди, которые хотели бы туда приходить. Конечно, в первую очередь нацелены на молодых, но формальных ограничений до 35 лет не будет.

— А не слишком далеко от центра и почему именно это помещение, кстати?

— Нам это помещение (раньше там было одно унитарное предприятие) досталось по наследству от департамента: с долгами и проблемами. Мы хотим его восстановить и физически и морально.

— Сколько людей вы сможете позвать и когда?


— Мы рассчитываем на два направления: офисных мест будет около 300 (причем кто быстрее подаст заявку, тот и сможет там работать), а еще это пространство для тусовок и мероприятий — там до 10 000 людей. Откроемся в декабре. Там нужен и ремонт, есть куча административных и юридических формальностей. Но мы не ждем, мероприятия проводим уже сейчас.

— А цена?

— Пока неизвестна, но мы хотим, чтобы в итоге все было не за бюджетный счет. Чтобы это была самоокупаемая история. Для этого сейчас анкетируем участников, спрашиваем у них, кто и сколько может платить, так что цена будет таким образом формироваться. Исходя из рынка.

— Получается, что все-таки коворкинг-центр — проект государственный, поэтому, может быть, у вас есть дополнительные гарантии того, что он закроется из-за какого-нибудь кризиса, не успев открыться?


— Гарантии, как говорил Остап Бендер, может дать только страховой полис, но мы в успехе не сомневаемся.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter