«Законопроект внесен на рассмотрение в экстренном порядке в преддверии новогодних праздников, — депутат от КПРФ, инженер Николай Зубрилин выступает на заседании Мосгордумы, — Нам говорят, что изменения направлены на приведение городского законодательства в соответствии с федеральным, но это не совсем так. Из Градостроительного кодекса Москвы исключается значительная часть норм, обеспечивающих государственный и общественный контроль. Исключаются нормы, обязывающие проводить государственную экспертизу проектной документации, государственную экспертизу генплана, исключаются нормы государственного строительного надзора при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства. Часть полномочий Мосгордумы передается правительству Москвы и отменяются публичные слушания по проектам планировки и межевания территории, подлежащей комплексному освоению…»
Ещё несколько фраз, и микрофон депутату отключат. Регламентом ему предусмотрено только минутное выступление. Впрочем, депутаты от КПРФ вряд ли рассчитывали кого-то убедить. Их многочисленные предложения сегодня отвергались примерно двадцатью голосами против четырех, как и обычно происходит на заседаниях Мосгордумы.
На акцию протеста к Мосгордуме сегодня пришло около 70 человек. За масштабными геополитическими событиями на Ближнем Востоке и экономическим кризисом в России Градостроительный кодекс столицы — на периферии внимания СМИ, хотя изменения в нем могут повлиять на жизнь москвичей.
По мнению муниципального депутата от Лефортово и участницы кампании протеста Александры Андреевой, одно из наиболее опасных изменений — положение, предусматривающие автоматический перевод данных из градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) и проектов планировки территорий (ППТ), подписанных до 1 июля 2016 года, в правила землепользования и застройки.
Андреева рассказала БГ, что есть стони спорных строительных проектов, имеющих ГПЗУ или ППТ, которые жителям удалось в последние годы затормозить в разных районах столицы. Теперь же все они — фактически легализованы и могут вновь начать строиться.
«У нас во дворе жилого дома на Шоссе Энтузиастов хотели строить гараж на месте спортивной площадки, скверика и автостоянки»
«У нас во дворе жилого дома на Шоссе Энтузиастов хотели строить гараж на месте спортивной площадки, скверика и автостоянки. Жители выступили против, им пообещали, что стройки не будет. Стройки действительно не было, но документы на эту стройку остались», — приводит пример Андреева.
Как заявил БГ председатель комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, единоросс Сергей Зверев, наличие у застройщика ГПЗУ — достаточное основание, чтобы начинать работы, что сегодня и было утверждено.
Поправки в Градостроительный кодекс хотели внести ещё в конце 2014 года, тогда также муниципальные депутаты и гражданские активисты протестовали против них. Рассмотрение поправок тогда отложили, а в нынешнем году дополнили новыми: например, о той же легализации спорных строек.
Зверев заявил БГ, что законопроект отложили на год в силу общественного резонанса, ради его всестороннего обсуждения.
В первом чтении поправки приняли 25 ноября, а сегодня — во втором и третьем. По словам Андреевой, к заседаниям Мосгордумы, которые проходят в среду, повестка дня обычно обсуждается в понедельник на специальной комиссии, тогда как информация о рассмотрении градостроительного кодекса появилась во вторник ближе к вечеру.
Градостроительный кодекс был не первым вопросом 25 ноября. За 10 минут до рассмотрения, во время обсуждения других проблем, депутатам дали ещё четыре страницы поправок — в том числе о легализации спорных строек.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин — участник множества застроечных конфликтов. Он отметил в разговоре с БГ, что принятый вариант предусматривает отмену публичных слушаний в сфере дачного строительства. По мнению Митрохина, эта поправка придумана для Новой Москвы: «Чтобы новые Рублевки появлялись, и никто ничего сделать с ними не смог».
«Когда Собянин только пришел к власти, главный архитектор Сергей Кузнецов заявил, что слушания по крупным объектам нужно отменить»
Сужение поводов для проведения публичных слушаний — один из лейтмотивов изменений.
«Когда Собянин только пришел к власти, главный архитектор Сергей Кузнецов заявил, что слушания по крупным объектам нужно отменить. В таких гениальных проектах, как реконструкции Ленинского и Комсомольского проспектов, жители ничего не понимают. Их сорвали благодаря публичным слушаниям», — вспоминает Митрохин.
Самое существенное — отменяются публичные слушания по проектам комплексного освоения территорий. Теперь на слушания будут выноситься только отдельные объекты, но не весь план развития района. В 2015 году мэрия Москвы столкнулась с серией протестов в Новой Москве — как раз после публичных слушаний о планах по развитию новых столичных территорий. По результатам протестов мэрии пришлось внести множество поправок в схемы территориального развития новых округов.
Правда, как рассказали БГ в инициативной группе «За сохранение Троицкого леса», активисты в Новой Москве считают большинство этих поправок несущественными и готовят новые протесты. Отныне таких масштабных дискуссий с горожанами мэрии удастся избегать.
По новым правилам, в публичных слушаниях могут участвовать не только жители района, в котором что-либо строится, но и все жители Москвы. С точки зрения городских властей, это нужно, так как многие объекты важны всем москвичам, а не только жителям какого-то района. По мнению гражданских активистов, это станет ещё одним механизмом манипуляции результатами слушаний.
Также Митрохин отмечает, что теперь упрощен порядок ввода в эксплуатацию построек, не соответствующих нормам. Ранее, если нарушается проектная документация (например, было построено более высокое здание, чем согласовывалось), разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось.
Зверев говорит, что это не соответствует действительности. Московский градостроительный кодекс приведен в соответствие с федеральным: застройщик может теперь обращаться не только к государственной экспертизе своих проектов, но и к независимым оценщикам. По мнению градозащитников, строители будут выбирать экспертизы, выгодные для себя.