Атлас
Войти  

Также по теме

Могут летать

- Как и все, мы должны получать визы, - говорит Андрей. - Только за нас эти хлопоты берет на себя "Аэрофлот". У бортпроводников имеются обычно два заграничных паспорта или даже больше, чтобы стюарды могли спокойно летать с одним, а второй оставлять на земле для получения виз

  • 2200

Среди моих знакомых есть два человека, прошедших путь от кандидатов в стюарды до бортпроводников на международных авиалиниях: Андрей Шмелькин и жена его Ирина. Андрей после армии пришел в престижный аэропорт Шереметьево с целью сделаться бортпроводником. Но набора на эту специальность в тот момент не было, и полгода Андрей работал плотником в ремонтно-строительном управлении в Шереметьеве, зарабатывал себе характеристику. Затем он обучался тонкостям профессии в Учебно-тренировочном отряде, где и познакомился с Ириной.

В этом отряде молодые люди десять месяцев изучали языки (Андрей – испанский, Ирина – французский), технологию обслуживания пассажиров и экипажа, устройство и использование аварийно-спасательных средств, аэронавигацию и прочие специальные вещи. Потом оттачивали мастерство на внутренних рейсах при Центральном управлении международных сообщений. По причине образцового выполнения профессиональных обязанностей и хорошего знания языков их наконец допустили к полетам в зарубежные страны.

- Как и все, мы должны получать визы, – говорит Андрей. – Только за нас эти хлопоты берет на себя "Аэрофлот". У бортпроводников имеются обычно два заграничных паспорта или даже больше, чтобы стюарды могли спокойно летать с одним, а второй оставлять на земле для получения виз.

До того как стать мужем и женой, Андрей и Ирина иногда летали вместе. Но инструкция запрещает семейным парам работать в одном экипаже, и после регистрации брака они уже оказались на разных рейсах. За границей бортпроводники живут все вместе, в том же составе, что и летают, иногда занимая целый этаж гостиницы или отдельное бунгало. Вместе осматривают окрестности и отмечают праздники.

- Правда, некоторые города так и не удалось толком посмотреть, – сожалеет Андрей. – Например, в Токио нас расселяли в городе Нарита, в паре часов езды на электричке от столицы, и доехать туда как-то не получилось. Лондон видел только ночью, да и то очень хотелось спать после одного длительного полета, к тому же на следующий день другой рейс предстоял.

Работа бортпроводника – это большой список непростых обязанностей. За полтора часа до вылета бортпроводник прибывает в аэропорт свежим и бодрым, облаченным в форменную одежду (за состоянием форменной одежды приходится следить самому: стирать и утюжить рубашки, сдавать костюмы в химчистку при авиакомпании). Сначала – предполетная медкомиссия, затем вся бригада, включая пилотов, встречается в специальном зале для брифинга. Старший бортпроводник проверяет документы, инструктирует бригаду и распределяет обязанности. После брифинга, паспортного контроля и личного досмотра бортпроводники оказываются на борту – за час до вылета. Они готовят салон и встречают пассажиров. Во время стоянок – проверка салона.

- Однажды на стоянке ко мне подошел уборщик, – говорит Андрей, – и сообщил, что борт покинули не все пассажиры. Я кинулся проверять. Оказалось, в туалетной кабине, раздевшись, мылась индийская женщина. И такое бывает...

Во время полета хороший бортпроводник также не ленится: через двадцать минут после взлета он должен уже выкатить в салон тележку с напитками, а их нужно еще достать, подготовить, разложить. Только во время длительных рейсов бортпроводникам позволяется 40-50 минут поспать на специально забронированных для этого креслах в салоне.

- Но самолет – не ресторан, – объясняет Андрей. – Наша основная задача – обеспечение безопасности. Эвакуация пассажиров при необходимости, тушение пожара и так далее.

Этим навыкам бортпроводники обучаются на полигонах, где есть тренажеры и имитируются экстремальные обстоятельства. В случае пожара на борту бортпроводник должен эвакуировать пассажиров за 90 секунд, но не как попало, а согласно специальной технологии: молодых и здоровых – в первую очередь, во вторую – больных и неходячих. Так задумано для того, чтобы спасти как можно больше людей. А если вдруг случится паника, то стюарды должны выявить зачинщика и нейтрализовать его с помощью более сознательных пассажиров или имеющегося в наличии топорика.

Чтобы стать стюардом, нужно быть гражданином Российской Федерации в возрасте от 20 до 26 лет. Необходимо также среднее специальное или высшее образование, знание иностранного языка, крепкое здоровье и приятная внешность. Если соответствие этим стандартам имеется, то кандидата направляют на обучение в Центр подготовки авиационного персонала. Обучение это по новым правилам длится два месяца и стоит около тысячи долларов. Затем – экзамены и стажировка. Из стажера может получиться бортпроводник, затем – старший бортпроводник, потом, вероятно, инструктор, а если очень постараться – то и отличник "Аэрофлота", как Ирина.

Для карьерного и финансового роста важны аккуратный внешний вид, хорошее владение профессией, умение общаться. Заработная плата стюарда – около 3 тысяч рублей плюс большие надбавки: за интенсивные полеты, за хорошее выполнение обязанностей, за налет часов и так далее. Андрей говорит, что получается около 900 долларов в месяц. Система оплаты рассчитана на то, чтобы бортпроводники летали чаще и лучше. А это, в сущности, и есть романтика дальних странствий.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter