Атлас
Войти  

Также по теме

Могила исправит

  • 1517

Все проще простого: в десятое полнолуние нужно выйти в сад, найти старый дуб и ямку под ним, закрепить на треноге подзорную трубу, направить ее в ямку и ждать. Ждать, пока лунный свет, сгустившись, не пронзит трубу навылет. Проекционная установка готова: это и есть вход в страну минипутов. Стекло в окуляре внезапно становится мягким, как желе, вы погружаетесь в него, проходите насквозь, падаете, падаете, падаете, задевая стенки трубы, пока не оказываетесь в параллельном мире. Здесь живут удивительные микроскопические существа: лошабаки, двугорбые гамули, пернышатые бандарсуки, моль-моли, муф-муфы и собственно минипуты, которыми правит добрый король Свистокрыл де Стрелобарб. Непременное зло воплощает Ужасный Урдалак, или просто Ужасный У (произнести его имя полностью – значит накликать несчастье).

Такой вот мир изобразил нам Люк Бессон. Но не в очередном своем фильме, а в двух книжках про мальчика Артура: первая – «Артур и минипуты», вторая – «Артур и запретный город» (обе части – издательство «Махаон», 2004). Это дебют режиссера в детской литературе, и дебют, не по-детски мощный. Конечно, взрослым господам самим решать, прочесть или не прочесть. Иной эстет скажет, что это, мол, вообще никакая не литература, а просто развернутый сценарий. Скажет, что плох перевод: «ѕВ холодном сердце принцессы распахнулась крохотная форточка, куда вихрем ворвался теплый ветерок зарождающегося чувства». Скажет, наконец, что издание сделано крайне неряшливо: в детской книге – ни единой картинки, зато опечатки такие, что им позавидовали бы самые лютые приверженцы графической зауми. Сюда можно добавить и прямые цитаты из «Пятого элемента» («Вы чудовище!» – не раз говорят Урдалаку, и тот, что твой Зорг, отвечает: «Да, я знаю»). И чудовищные длинноты: проход сквозь подзорную трубу осуществляется со 108-й по 170-ю страницы включительно. И тривиальный сюжет – о том, как Артур, желая спасти бабушку от одиночества и разорения, отправился к минипутам за дедушкой и рубиновой пирамидой. Все это так. Однако множить упреки почему-то не хочется, хочется сказать прямо: книжки получились хорошие, честные. И пусть применительно к литературе «честность» – слово фальшивое, Бессон эту фальшь сумел преодолеть. Просто рассказывая сказку, где герой нисходит в царство мертвых (запретный город недаром называется Некрополис) и, завалив Урдалака, возвращается в мир живых – с дедушкой и рубинами. Это здорово освежает. Особенно после тяжеловесных Мадонны и Пулмана. Жаль, правда, что Бессон не читал С.Кржижановского, иначе своих Чулкодлинов, кутающихся по зиме в собственные уши, он сделал бы не менее чуткими к музыке сфер, чем такие же большеухие обитатели страны Итанесиэс у нашего автора. Но это все мелочи. Люк – неподражаемый фантаст, и если он режиссер и продюсер по преимуществу, так что? Гамуля, как он сам написал, могила исправит.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter