Атлас
Войти  

Также по теме

Микосы и другие

Паганель - пожилой сутулый дяденька в сером костюме. Когда он появляется на сцене, сразу видно, что этот клоун печален, насторожен и очень одинок. Во время гастролей в одном немецком городке в Паганеля влюбилась немецкая старушка. Когда выступление закончилось, она прорвалась в гримерную с криком: "Я хочу замуж за такого дедушку!" Вот это и есть искусство


  • 1773

Сергей Валерьевич Давыдов пятнадцать лет подряд бреет себе голову. Делает он это не из удовольствия, а по работе. Сергей Валерьевич – профессиональный клоун. Он выступает в составе клоунской группы "Микосы" под сценическим именем Паганель.

Паганель – пожилой сутулый дяденька в сером костюме. Когда он появляется на сцене, сразу видно, что этот клоун печален, насторожен и очень одинок. Во время гастролей в одном немецком городке в Паганеля влюбилась немецкая старушка. Когда выступление закончилось, она прорвалась в гримерную с криком: "Я хочу замуж за такого дедушку!" Вот это и есть искусство.

Сергею Валерьевичу 32 года. Двадцать семь лет назад папа повел его в цирк посмотреть на клоунов. Маленький Сергей Валерьевич весь трепетал в предчувствии волшебства. Клоунов в тот день он так и не увидел. На арену выходили, правда, какие-то странные мужики в больших ботинках, но ничего волшебного в них не было. Страшно разочарованный, он захотел исправить эту ужасную ошибку и вернуть людям клоунов. С шестнадцати лет Сергей начал изучать возможности своего тела: увлекся йогой, пантомимой и брейк-дансом. Все это он делал в свободные от основной работы часы (к тому времени Сергей Валерьевич получил профессию фрезеровщика и вытачивал детали для башенных кранов). Так продолжалось до 1987 года, пока он не встретил токаря Николая Николаевича Берду.

 -У нас, у клоунов, так бывает, – поделился Сергей Валерьевич, – встречаемся, общаемся, разговариваем, а потом между нами возникает, как бы это сказать – у мужчин и женщин это называется любовь – какое-то особое состояние, когда все одинаково мыслят и ничего не надо выражать словами.

Однажды за бутылкой пива фрезеровщик и токарь решили создать клоунскую группу. За три года к ним подтянулись сантехник, геолог и начинающий артист цирка. Группу единомышленники назвали "Микосы" – по первым буквам девичьих фамилий своих прабабушек.

Выяснилось, что путь от токарного станка к костюму клоуна вполне обычен. Среди профессиональных комиков очень мало людей с клоунским образованием. В нынешнем году, например, клоунское отделение Московского эстрадно-циркового училища выпустило всего четверых смешных артистов. Но далеко не факт, что они останутся в цирке. Самый простой, но опасный путь для начинающего артиста – превратиться в клоуна по вызову. При специализированных фирмах, торгующих праздниками, работают обычно четверо-пятеро артистов, чьи выступления предлагают клиентам. Стоит услуга 50-120 долларов в час. Клоун получает тридцать процентов от суммы – вполне прилично, но это тупиковый путь, не предполагающий творческого развития.

Клоунская этика учит, что настоящие клоуны первое время должны работать бесплатно: на фестивалях, в театрализованных шествиях, на городских праздниках. Потом их могут пригласить в развлекательные концерты с небольшими номерами, но и эта работа в основном тоже бесплатная. Все эти жертвы нужны для того, чтобы тебя заметили и запомнили. Именно так начинали работать "Микосы".

Обычно цирки сами приглашают понравившуюся команду. По государственным расценкам один репетиционный день циркового клоуна стоит 9 рублей. В месяц получается зарплата в 280. Но основные деньги платят за выступления: 20-30 долларов за вечер на арене. Выступают, как правило, четыре раза в неделю. Следующим этапом клоунской карьеры может стать самостоятельная программа, собственный спектакль. Обычно подобные выступления проходят уже не в цирке, а на театральной сцене, например, Концертного зала "Россия" или ТЮЗа. Здесь за выступление можно получить 300-500 долларов. Но такие спектакли нельзя давать часто, так что концертный заработок нестабилен.

Самым благоприятным поворотом в клоунской судьбе считается отъезд куда-нибудь в Европу, где за одно выступление артист получает минимум 500 долларов, а максимум может быть баснословным. Учитывая, что концерты там даются несколько раз в неделю, можно догадаться, что хорошие клоуны – богатые люди. Чтобы стать таковым, нужно в первую очередь проявить себя на международных клоунских фестивалях. "Микосы", например, заняли второе место на фестивале в Москве (1990), и после этого их пригласил работать во Францию продюсер Жан-Люк Лангрие. Там они прожили пять лет, объездив всю Европу и завоевав серебряную медаль Международного фестиваля в Париже и золотую – в Бельгии.

- Русские клоуны очень ценятся за границей,- говорит Сергей Валерьевич. – Десять лет назад этот интерес был во многом беспочвенным: иностранцам просто было страшно интересно посмотреть на советского клоуна. A теперь нам приходится бороться за качество, и во многом русские клоуны опережают западных коллег: они тоньше, лиричнее, душевнее. На Западе очень популярны Вячеслав Полунин, Валерий Кефт, Леня Лейкин и другие ребята.

Так получается, что сегодня "Микосы" меньше всего выступают в Москве. Правда, сейчас в Цирке на Цветном идут их репризы из программы "Лишь бы не было детей". Для выступления на арене клоунам обычно не требуется никакой репетиции. Они просто настраиваются друг на друга, слушают приятную музыку в баре. Клоунада – бессловесное искусство. Поэтому, работая в группе, нужно понимать друг друга по мимике. Например, один раз Николай Николаевич забыл надеть трусы перед выходом на арену, а в репризе ему как раз предстояло демонстративно раздеваться до трусов. Сергей Валерьевич правильно понял тревогу партнера и помог ему выйти из ситуации – разделся сам. A вообще известно, что клоуны – печальные люди. "Микосы", например, сами смеются редко. Когда совсем грустно, они идут после выступления в парк на Цветном бульваре и пьют пиво вместе с бронзовыми клоунами Церетели. Говорят, эта скульптура неизменно вызывает улыбку. Приходите и вы. Посмеемся.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter