Wiki Commons
«Нью-Йорк – это место, где можно замерзнуть насмерть на центральной улице, а никто этого просто не заметит» – так о великом мегаполисе написал Боб Дилан в первом томе своих мемуаров «Хроники», опубликованном в 2005 году. Все дело в том, что жители Нью-Йорка – это глубоко несчастные люди, уверены экономисты Эдвард Глейзер из Гарварда и Джошуа Готтлиб из Школы экономики Ванкувера. Их исследование «Несчастливые города» посвящено тому, как крупные промышленные города, построенные рядом с месторождениями полезных ископаемых, торговыми путями и заводами, приходят в упадок, потому что не могут сделать своих жителей счастливыми. Их обитатели не живут, а мучаются ради большой зарплаты и прочих благ. По-настоящему счастливы жители провинциальных городов южных штатов США, где много мяса и самогонки, жилье стоит копейки, а хорошая погода бывает 300 дней в году.
Кто счастливей всех на свете
В основе работы Глейзера и его коллег лежат опросы Центра по контролю и профилактике заболеваний (Behavioral Risk Factor Surveillance System). Эксперты Центра просят респондентов оценить уровень удовлетворенности жизнью. Опросы проводились с 2005 по 2010 год. Кроме того, ученые проанализировали данные Gallup и некоторых других регулярных опросов.
В среднем 45,6% респондентов заявили, что они абсолютно удовлетворены своей жизнью. 48,7% американцев заявили, что они удовлетворены. 4,6% и 1,1% соответсвенно заявили, что не удовлетворены или абсолютно не удовлетворены. Однако эти оценки серьезно различаются от города к городу. На уровень удовлетворенности жизнью влияют многие характеристика городов. Например, афроамериканцы чувствуют себя несчастными в городах, сильно сегрегированных по расовому признаку.
NBER
NBER
Размер города не влияет на уровень счастья, скорее важна тенденция. В некоторых случаях рост городов приводит к увеличению доли людей, считающих себя счастливыми.
Но чаще наблюдается другая закономерность: люди, живущие в городах, которые постепенно пустеют и приходят в упадок, менее счастливы. Возможно, на них сказывается стресс. У городов вроде Детройта накопилась масса инфраструктурных и прочих проблем, а денег в бюджете на их решение просто нет.
Однако уровень удовлетворенности жизнью нельзя списать лишь на упадок. Жители промышленных агломераций были куда более несчастны, чем жители других американских городов, и 40 лет назад. Возможно, низкий уровень удовлетворенности жизнью, который был стабильным в течение десятилетий, как раз и стал одной из причин их упадка.
NBER
Погибнуть за металл
Численность населения Детройта летом 2013 года составляла почти 689 тысяч человек, это на 10 тысяч человек меньше, чем в 2012 году. Но среди городов с низким уровнем удовлетворенности жизнью оказался и Нью-Йорк, численность населения которого составляет более 8,4 млн человек и понемногу растет.
Люди выбирают не самые комфортные для жизни города ради материальных благ, полагают экономисты. Удовлетворенность жизнью – лишь одна из целей людей. Они могут ими пожертвовать, например, ради успешной карьеры или высоких доходов.
Примером этого как раз и является Детройт. В 1940-е годы люди съезжались в город ради доходов, которые были выше, чем в других американских городах. Сейчас же их в городе держит доступное жилье, которое можно недорого купить или взять в аренду. Уровень доходов в Детройте также остается вполне сопоставимым с другими американскими городами.
В Тольятти тоже много несчастных
Выводы американских экономистов вполне можно применить к России. Согласно данным доклада Центра стратегических исследований Росгосстраха, больше всего неудовлетворенных жизнью людей живет в промышленных центрах: Волгограде, Барнауле, Самаре, Тольятти и других.
В Москве в среднем в период 2008–2012 годов были счастливы 80% горожан, это один из самых высоких показателей в России.