Иллюстрация: Miriam Ivanoff
Это в Москве не все знают директора Музеев Кремля. А для Петербурга директор Эрмитажа — практически второй мэр. Впрочем, в городе-музее
— Эрмитаж — это часть шоу-бизнеса?
— Раньше западные журналисты говорили: «Эрмитаж — ужасный музей, знаете, народу совсем нет». На что я отвечал грубо: «Торопитесь смотреть». Хорошая была жизнь, тихая — можно было посидеть на полу детям. Есть разные люди и разное отношение к музеям. Вот у нас сейчас большой спор: можно или нельзя жить в городе-музее. Я считаю, что в городе-музее жить можно, можно жить хорошо, музей в таком городе становится частью не шоу-бизнеса, конечно, — но становится действующим, живым организмом, где люди не только размышляют или отдыхают, а получают развлечение; он становится частью досуга. Шоу-бизнес — это тоже часть досуга, но это плохая форма досуга…
— А шоу-бизнес — однозначно плохо?
— Нет, только это не культура, это бизнес на досуге. Так вот, одним нравится тихий музей, а другим — живой. Музеи стали, на мой взгляд, самыми главными учреждениями культуры. Библиотеки уже теперь не очень нужны, потому что есть интернет, а музеи — наоборот. На фоне всего этого виртуального мира музей с его подлинными вещами становится особо привлекательным. В нем есть то, чего не может дать даже книга, не говоря уже о кино или телевизоре. А еще музей — самое демократичное учреждение культуры. В театр всегда ходили начальники, потому что вечером
— В отсутствии тапочек своя идеология?
— Ненавижу тапочки. Обувь вреда не приносит, вред только лаку, надо просто менять лак. Мы сделали музей бесплатным для детей. Мне говорили смотрители залов: «Ну вот эти дети теперь просто бегут в буфет,
— Может, колу на последний этаж загнать?
— На последний не будут бегать. Надо создавать набор условий, которые позволяют людям больше быть и жить в музее. Таким должен быть и город целиком.
— А как соединить в музее современное и классическое, если музей — Санкт-Петербург?
— Современность города должна быть не за счет впихивания в него современных вещей. Не нужно его насиловать и говорить: «Вот тут мы построим
— Теперь все сравнивают Питер и Москву.
— Разница между ними большая, но противостояние выдуманное. Много лет здесь ныли про то, что нет столичного статуса. Сейчас как бы есть такой статус. Еще ныли, что нету денег. Теперь и деньги пришли. Но вот как мы справимся с деньгами? Мы знаем, как противостоять властям, вон пример — гостиница «Петербург», бывший «Ленинград». Ее планировали невероятно высокую, но все-таки сумели архитекторы уговорить обком срезать несколько этажей. А сейчас вот сзади выросли два монстра. И все говорят: «Я ни при чем», — ни главный архитектор, никто, ничего. Губернатор говорит: «Безобразие». А они строят, потому что деньги, они что хотят, то и делают. А надо строить второй Петербург. Раз есть деньги, постройте в сторонке, пусть туда придут великие архитекторы, и совсем не нужно впихивать его в старое. Вот главная забота Петербурга — справиться с деньгами. А в Москве меня восхищает, что Лужков может и взорвать то, что ему не нравится.
— Это вы что имеете в виду?
— «Интурист» на Тверской и «Россию» снесли же. Сама идея, что можно снести, если монстра построили, — это радует.
— Вы преемник своего отца. А чем вы отличаетесь от него на посту директора Эрмитажа?
— Он был более
— И вам ничего не будет?
— Ну будет, но до