Объявленное БГ интернет-голосование против кандидатов в президенты продлилось три недели — период вполне достаточный, чтобы назвать наконец имя игрушечного президента РФ. Эта почетная должность досталась Сергею Миронову, который лидировал в гонке наименее противных с первого дня.
Но, помимо этой простой констатации, проведенный опрос позволяет сделать и некоторые выводы об особенностях нынешней выборной кампании в целом.
Сравним результаты нашего голосования с данными голосования на настоящих избирательных участках, и мы увидим интересную закономерность: чем больше кандидат набирает голосов «против», тем больше он набирает и голосов «за». Не вписался в общую картину лишь Михаил Прохоров, ставший у нас неприемлемым кандидатом номер один, а на реальных выборах занявший третье место с весьма скромными процентами.
Имя кандидата
| Против | За |
Сергей Миронов
| 2,16% | 3,85% |
Владимир Жириновский | 4,53% | 6,23% |
Геннадий Зюганов | 5,28% | 17,19% |
Владимир Путин | 41,78% | 63,75% |
Михаил Прохоров | 46,25% | 7,82% |
Уникальной оказалась и динамика результатов Прохорова. В первую неделю нашего голосования категорически против него были настроены лишь около 10%, а безусловным лидером неприятия был Владимир Путин: против него выступали около 70%. Но потом как будто что-то случилось, и все как один вдруг стали голосовать по принципу «кто угодно, только не Прохоров».
Конечно, из всех кандидатов Прохоров единственный, кто участвует в президентских выборах впервые. Но едва ли его лидерство в рейтинге неприятия можно объяснить каким-то доселе неведомым принципом политической дедовщины. Это слишком неправдоподобно.
Более реалистичным выглядит предположение о том, что во вторую неделю нашего голосования на сайт зачастили разнообразные Кристины и их попутчики, решившие поправить дела своего любимца, но поленившиеся распылить свои голоса между его конкурентами.
Впрочем, настаивать на этой версии мы не будем. Заметим лишь, что, даже если бы Путин подошел к концу голосования с теми же 70%, которые были у него после первой недели, результат стоило бы признать впечатляющим. Ведь он означал бы, что 30% не готовы голосовать по принципу «только не Путин», а значит, не исключают для себя возможности отдать за него голос на реальных выборах. И это в интернет-аудитории, которая настроена заведомо более протестно, чем избиратели в целом!
Вывод: ощущение безальтернативности кандидата, которое целенаправленно создавал Кремль, оказалось сильнее, чем то отвращение, которое вызывает сам кандидат. Так что парадоксальным образом против Путина на выборах работал только он сам, а за него — все его заботливо подобранные конкуренты.
Ну а самый безликий и невыразительный из них достоин называться игрушечным президентом России, с чем его и поздравляем.