Атлас
Войти  

Также по теме

Мелкий бизнес

Как научить детей обращаться с деньгами

  • 1858


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

Дано: я поспорила с сыном Вовой, восьмилетним учеником второго класса. Предмет спора — некая частность музыкальной теории — к делу не относится. Вова предложил мне держать пари на 500 рублей. Сумма поразительная: у мальчика, насколько мне известно, нет таких денег. Но он вытащил из кармана джинсов пятисотрублевую купюру, сложенную примерно двадцатикратно.

— Откуда у тебя эти деньги?

— От Димы.

— Димы из первого класса?

— Да.

— Почему он дал тебе 500 рублей?

— Потому что у меня были чупа-чупсы и он их очень хотел.

В мае этого года во время путешествия в школьном автобусе второклассник Вова продал первокласснику Диме два десятирублевых чупа-чупса за 500 рублей.

Спрашивается: как Вове удалось провернуть такую выгодную сделку и как сделать так, чтобы он сам не стал жертвой подобного ему спекулянта?

Не так давно научное издание Journal of Economic Psychology посвятило целый номер вопросам детского экономического поведения. Первым из усваиваемых детьми экономических принципов, согласно исследованию ученых из американского города Питсбурга, является жадность. Годам к семи дети начинают понимать рыночные механизмы. «У меня были чупа-чупсы, а он их очень хотел». В этой фразе заключается закон спроса и предложения, причем, как утверждают исследователи, детям понятней та часть уравнения, что зависит от спроса («он их очень хотел»), чем та, что зависит от предложения («у меня были чупа-чупсы»).

Двое израильских ученых предложили детям в возрасте от 6 до 12 лет обдумать несколько гипотетических ситуаций. Например, такую. Девочка Дорит решила заработать. Она взяла ведерко и тряпку и вышла на автомобильную стоянку около своего дома с вывеской «Автомойка. 10 шекелей». Окрестные дети увидели, как Дорит лихо зарабатывает, и в следующие выходные уже целая толпа вышла на стоянку с ведерками и тряпками. Спрашивается: цена помывки машины упадет, вырастет или останется прежней? Это задачка на понимание зависимости цены от предложения.

Или вот такая ситуация. Тетушка Наама делает чудесные шоколадные шарики. Йоав покупает их у нее по 2 шекеля за штучку. Но другие дети узнали, что Наама делает вкусные шоколадные шарики, и все они выстроились в очередь у ее дома. Спрашивается: цена шарика упадет, вырастет или останется прежней? Это задачка на понимание зависимости цены от спроса.

Все дети справились со второй задачкой лучше, чем с первой, причем чем моложе дети, тем очевиднее было, что вопросы спроса им ближе и понятней. Впрочем, возможно, шоколадные шарики им просто легче представить, чем автомойку.

Точнее, конфеты, которые дети получают во втором примере, им ближе и понятнее, чем деньги, которые они зарабатывают в первом. Именно поэтому Дима был готов отдать 500 рублей за два чупа-чупса.

Израильские исследователи нашли другое объяснение кособокому детскому представлению о законах рынка. Насколько понимает ребенок, цену всегда устанавливает продавец. Поэтому проще понять ситуацию, в которой продавец, наблюдая за динамикой спроса (пришел ли один Йоав или выстроилась целая очередь?), меняет цену. Дети, участвовавшие в исследовании, даже смогли предположить, что в ситуации повышенного спроса покупатель попробует опередить продавца и предложит более высокую цену. Именно так поступил Дима, предложив Вове 500 рублей. Дело было в школьном автобусе, и Дима вполне мог опасаться, что другие дети увидят Вовины чупа-чупсы и вступят с Димой в конкуренцию.

Что касается ситуации, когда меняется объем предложения (предположим, в автобус зашли еще трое ребят, у каждого из которых есть по два чупа-чупса), то это, по Диминым представлениям, ничего не меняет: цену-то все равно устанавливает продавец. Каждый владелец чупа-чупса может заломить по 500 рублей за штуку. Дима, конечно, волен отказаться, но толку?

Из исследования ясно, что дети — это, по сути, советские люди: жадные и при этом неискушенные в законах рынка. Цену им всегда диктует продавец, будь он государство или фарцовщик, а они готовы расстаться с месячной зарплатой в обмен на пару поношенных американских джинсов.

Как с этим бороться? Советских людей постепенно лечит рынок. Отдельные представители все еще выстраиваются в очередь за автомобилями «бентли» просто потому, что другие ребята тоже такой хотят, а предложение строго ограничено. Однако в массе своей они научились ценить преимущества японских автомобилей массового производства, объемы продаж которых в России настолько велики, что цены упали до рыночного предела. Вот и детям нужна практика, чтобы научиться обращаться с деньгами. Два английских исследователя пришли к выводу, что дети, которым регулярно выдавались карманные деньги, куда лучше ориентировались в экономике годам к 16—18-ти, чем безденежные сверстники (исследователи, правда, не учли, что карманные деньги принято выдавать в более состоятельных семьях, где, возможно, у детей больше возможностей научиться понимать рынок).

Так или иначе понятно, что Вове необходима финансовая социализация. Я предложила ему составить список необходимых еженедельных покупок, чтобы под них получить карманные деньги. Вова взял большой лист бумаги, написал в левом верхнем углу «Жевачка» и задумался. Это было неделю назад.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter