Фотография: Мария Кушнир
— БГ недавно писал о том, как было бы здорово, если бы кто-нибудь создал независимый центр медицинских советов, в который может прийти пациент и получить всю информацию о вариантах лечения его болезни, о выборе специалистов и клиник. «Панацея.ру» — это интернет-версия такого центра?
— Это база данных обо всех медицинских учреждениях и услугах, которые есть в стране и, в первую очередь, в Москве, — такой «Яндекс» в медицине. Выбрать для себя медицинскую организацию – крайне сложная задача. Если не считать сарафанного радио, то в море ничем не подтвержденной информации можно захлебнуться. Забейте в поисковике слова «лечение подагры» — выскочит два миллиона ответов. Сравнить медицинские организации между собой невозможно: клиники дают о себе убогую информацию, а доверять рекламе просто опасно. Наша задача — обеспечить пользователю осознанный выбор в лечении. Для этого мы создали интеллектуальный поиск — им может воспользоваться человек, который уже знает свой диагноз и у которого просто что-то заболело.
Пока сайт работает в тестовом режиме, а в будущем на нем планируется много дополнительных опций. Например, раздел «Экстренная помощь» — о ситуациях, требующих неотложных действий. «Юридическая помощь» — совместно с Лигой защитников пациентов, «Благотворительность» — единый список благотворительных организаций, медицинские новости, аналитические материалы. Также мы хотим проводить онлайн-консультации – по «Скайпу» и на форумах, для этого собираем Лигу экспертов из тех, кого медицинские организации назовут своими лучшими специалистами. В перспективе — база данных о лечении за границей: Германии, Австрии, Швейцарии, Франции и Израиле. Сейчас нет ни одного ресурса в интернете, который бы собрал всё это воедино и удовлетворял интересы всех игроков рынка — пациентов, клиник, государства, страховщиков, а мы пытаемся собрать.
— Если у пользователя болит глаз, живот и левая пятка, интеллектуальный поиск поставит ему диагноз и отправит в какую-то конкретную клинику?
— Нет, диагнозов мы не ставим. У нас есть раздел «Покажите, где болит» с 3D-моделями мужчины и женщины. Пользователь выделяет на этих моделях зоны, которые его беспокоят, и получает список с классами болезней, которые бывают в этой области. Этот список он детализирует до той степени, которой может и хочет, добавляет остальные параметры поиска — местоположение медицинского учреждения, платность/бесплатность и пр. — и получает список заведений, где имеются необходимые специалисты и оборудование для диагностики заболеваний, которые поражают глаз, живот и пятку. В ближайшее время мы добавим еще и информацию о ценах. Это уникальный запатентованный проект, аналогов в мире нет.
— Откуда берутся сведения о медицинских организациях?
— Мы разработали паспорт медицинского учреждения, с помощью него можно узнать достоверную информацию о том, какие заболевания лечат в той или иной организации, какие медицинские услуги оказывают, какие есть специалисты, оборудование, условия приема.
30 000 параметров и одобрен Минздравом
Скоро мы запустим онлайн-паспортизацию, а пока наш методист выезжает в медицинское учреждение, главный врач собирает руководителей подразделений, мы им всё объясняем и раздаем опросники в электронном виде. Руководители их заполняют в течение часа — полутора, потом мы сводим всё в один документ и приносим на подпись главврачу. Копию, кстати, оставляем учреждению — она полезна ему в повседневной работе.
— По данным Минздрава, в Москве существует больше десяти клиник, которым разрешено делать трансплантацию сердца, а по факту эту операцию проводят в трёх-пяти местах. В вашем паспорте какая информация указывается?
— Отчётно-статистическая информация действительно часто лукава, достоверности часто не хватает не только пациентам, но и врачам. К примеру, я недавно беседовал с главным врачом одной из крупнейших и лучших ведомственных поликлиник Москвы, в которой нет собственного стационара. У этого врача был пациент, которому по урологической части потребовалась редкое хирургическое вмешательство. Он лично стал искать в интернете, куда отправить пациента, и нашел в Москве одну клинику, на сайте которой написано, что они проводят такие манипуляции. Они туда поехали, и выяснилось, что в этой клинике даже не знают терминологии, касающейся нужной услуги. На вопрос «Зачем вы это делаете?», они ответили: «Ну а что? Пациент придет — там разберемся». Вот качественная паспортизация позволяет выяснить вполне достоверную информацию о том, какие услуги учреждение реально способно предоставить.
— А то, что медсестры уколы не туда делают, — такие сведения в паспорте предусмотрены?
— На сайте есть различные форумы — открытые и закрытые (для специалистов), где возможны характеристики типа: «Эта компания себя позиционирует как многопрофильную клинику. Я туда пришел, а там, кроме двух стульев и койки, ничего нет». То есть к паспортным данным о медицинских учреждениях будет наращиваться общественное мнение, на основе которого будет создана система рейтингования клиник и врачей. Более того, мы планируем выдавать талоны на скидки в платные клиники, чтобы люди потом в обязательном порядке оставляли нам отзывы.
Но со слов пациентов мы ничего менять в базе данных не будем. Я видел сайт, на котором пытались создать единый ресурс сарафанного радио — выбор медицинских услуг исключительно на основе отзывов пациентов. Ничего не получилось, хотя люди и ходили туда одно время, — там не было какого-то стержня, системы.
Критика может быть эффективна как повод для выяснения реального положения дел в этой клинике и привлечения к юридической ответственности людей, которые нас обманули. Последствия предоставления нам недостоверной информации прописаны в нашем договоре с клиниками.
— Сколько на сегодняшний день у вас медицинских организаций в базе?
— Пока мало: паспортизировано около двух десятков крупных клиник Москвы, но на сайте уже можно найти координаты более 6000 организаций по всей стране. Для пилотного запуска этого достаточно: сейчас важно отработать все необходимые функции портала. Мы надеемся на поддержку «сверху», потому что без распоряжения Минздрава многие государственные компании боятся участвовать в проектах, какими бы прекрасными они им ни казались. Но, если поддержки не будет, пойдем своими ногами — что называется, «пылесосом» — по медицинским учреждениям Москвы. Брать деньги с пользователей мы в любом случае не собираемся — это неправильно, а вот рекламу придется тогда размещать.
— А клиники за включение в базу будут платить?
— С государственных клиник мы не будем брать денег. В идеале при государственно-частном партнерстве нам будет платить администрация регионов. Для частных учреждений интерес в том, что у нас единая площадка: клинику им. Пупкина можно найти, только зная, что она существует. Сумма за паспортизацию небольшая: 40 000 рублей плюс небольшой взнос при обновлении информации раз в полгода.
— Если для платных клиник ваш портал — рекламная опция, то государственным больницам он зачем?
— Во-первых, информация, которая попадает в паспорт, необходима для эффективного управления: когда в клинике 20 корпусов, сложно уследить за всем, что там происходит. Где-то, например, оказывается, перерасход средств, потому что одни и те же услуги оказываются четыре раза разными людьми. А где-то, наоборот, — бюджетные дырки.
Во-вторых, сейчас программа модернизации здравоохранения, в которую вливаются бешеные деньги, решает только внутриведомственные задачи: ремонт, оборудование, электронная история болезни, электронная регистратура. А потребности пациента в информации, обеспечивающей доступность и возможность выбора клиники, практически не учитываются.
Наша база — основа для государственного реестра медицинских организаций всех форм собственности и повод для серьезной аналитики. Может оказаться, что не стоит вкладывать деньги в государственную больницу, если рядом есть какой-либо блестящий частный центр типа Центра эндохирургии и литотрипсии Бронштейна, где делают редчайшие операции. Может быть, лучше использовать и расширять его, чем строить новые центры? На северо-западе Москвы, например, поликлиники задыхаются, но есть крупные медицинские центры, с которыми, по идее, можно поделить задачи, если грамотно скорректировать тариф с обязательным медицинским страхованием. Но если не знать о существовании и возможностях этого медицинского центра, как можно его использовать?
— А страховым компаниям какая выгода от этого?
— Ресурс клиник московских страховых компаний— 150-200 штук, при том, что в столице их около 4500. Те клиники, с которыми страховые компании постоянно сотрудничают, чувствуют себя в некотором смысле монополистами: надувают цены, завышают требования. Я спрашиваю страховщиков: «Почему так? Клиник ведь гораздо больше». – «А кто знает, какие они есть? Не бегать же по Москве в поисках хороших». — «А если будет вот такой ресурс, интересно?» — «Жизненно необходимо».
— А кто финансирует проект «Панацея.ру»?
— Я и мой партнер Андрей Луженков инвестировали собственные средства. Мы не одалживали у банков, фондов и сторонних инвесторов.
— А идея чья была?
— Моя. Я родом из оборонки — профессиональный системщик, специалист по созданию сложных многофункциональных систем, которые требуют принятия ответственных решений. Проработал в радиопромышленности 21 год: был главным конструктором комплекса противоракетной обороны Москвы. Потом я участвовал в создании Центра биомедицинской радиоэлектроники РАН. В 2000 году ушел в бизнес и создал проект в области медицины — единый национальный рынок услуг санаторного лечения и реабилитации «КурортИнформ». В России санаторное лечение единственное в мире организовано как наука. Курортология была создана в 1919 году, и она на порядок эффективнее, чем нынешние спа-программы. Но с тех пор всё развалилось, исчезли специалисты, которые в состоянии грамотно направить человека на лечение.
Мы создали единственную в мире экспертную систему по выбору санатория, которой можно пользоваться через интернет — она запатентована и одобрена Минздравом. Она позволяет врачу по параметрам здоровья пациента, включая формы, стадии и характер течения заболевания, а также по информации о санатории принимать квалифицированное решение. Но, в отличие от «Панацеи», экспертная система и рекомендации – медицинская услуга, а не информационная, поэтому у пациентов нет доступа к базе «КурортИнформ».