Атлас
Войти  

Также по теме

Машины и дипломы

  • 1867


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

Если вы только что купили новенькую машину своей мечты, подумайте три раза, прежде чем выехать на ней за пределы автосалона. Стоит вам сделать это, как автомобиль внезапно, словно по мановению волшебной, но не очень доброй палочки, потеряет заметную часть своей стоимости. Нет, у машины не отвалится колесо или бампер. Просто если вам вдруг придет в голову довольно скоро ее продать, не рассчитывайте вернуть потраченные на покупку деньги целиком.

Получается очень обидная вещь: даже если вы точно знаете, что ваша машина находится в прекрасном состоянии, потому что вы на ней почти не ездили и на ночь запирали в гараже, продавая ее, вы получите никак не сто процентов ее изначальной стоимости, а скорее всего, увы, и не девяносто.

Почему?

Счастливому союзу продавца и покупателя препятствует злобный зверь под названием асимметрия информации. Суть этого экономического термина в следующем: продавец прекрасно осведомлен о состоянии своего товара, в то время как покупателю об этом остается только догадываться. В случае с подержанной машиной, пусть даже у нее пробег — 5 000 км, покупатель все равно будет подозревать, что с ней что-то не так. Его душу не перестанет терзать закономерный вопрос: зачем, интересно, кому-то продавать хорошую машину?

Конечно, встречаются люди, продающие почти новый автомобиль в идеальном состоянии через несколько месяцев после покупки. Причин вполне уважительных может быть сколько угодно: поездил — не понравилось, решил купить другую, или — банально — срочно нужны деньги. Но куда чаще бывает по-другому. Машина побывала в серьезной аварии, ее починили и решили продать. Хозяин просто желает избавиться от груды металла, которая если и ездит, то съедает чудовищное количество рублей на свое обслуживание. Любой автомобилист или будущий автомобилист прекрасно это понимает и знает, что на рынке подержанных машин доля некачественного товара довольно велика.

Логика дальнейшего развития событий очень проста: если покупатель знает, что с высокой долей вероятности ему подсунут вместо машины неведому зверушку, то он никогда не заплатит много — если что, меньше денег улетит в трубу. Поскольку так думает абсолютное большинство потенциальных покупателей машин с пробегом, это и толкает цены вниз. В итоге продавец вынужден продавать почти новую хорошую машину с существенной потерей для себя. Или же не продавать ее вообще.

В теории это могло бы привести к полному исчезновению рынка качественных подержанных машин. Экономист Джордж Акерлоф первым указал на такую возможность, за что и получил Нобелевскую премию. Разделивший с ним награду Майкл Спенс пошел немного дальше и предложил различные варианты решения проблемы. По сути, проблема здесь в том, что знающий меньше покупатель не доверяет продавцу, подозревая того в сокрытии хотя бы части нелестной информации о товаре, и реагирует соответственно — снижая цену.

Что с этим делать? Выход только один — пытаться повысить уровень доверия между участниками сделки. В теории можно предложить как дополнение щедрую гарантию: если авто и правда хорошее, продавцу мало что грозит. Рассудительный покупатель сообразит, что хозяин консервной банки на колесах вряд ли пошел бы на такой риск, и, скорее всего, согласится заплатить более высокую цену. Практика не идет вразрез с теорией: действительно, сейчас подержанную машину лучше всего покупать по системе trade-in у официального дилера. Во-первых, здесь сведена к минимуму вероятность купить машину с поддельными документами. Во-вторых, если автомобиль был продан недавно и еще на гарантии, значит, многие поломки, если они вскроются при новом владельце, тоже будут ремонтироваться бесплатно. Но любое решение нашей проблемы будет сопровождаться лишними издержками. В случае с trade-in сумма, которую получит продавец, будет значительно меньше той, за которую продана его машина, — просто потому что автосалону тоже нужно что-то зарабатывать.

Проблемы с асимметрией информации возникают не только на рынке подержанных товаров, и в каждом случае экономисту интересно, как они решаются. Допустим, фирма хочет нанять молодого работника. Она не может заранее узнать, будет ли тот успешным менеджером или окажется абсолютным неудачником. Казалось бы, существует масса способов оценить потенциального работника. Главным фактором вроде бы должно считаться образование и опыт работы. О человеке, потратившем пять лет на престижный институт и получившем хорошие оценки, можно сказать

больше, чем о случайном кандидате. То же и в случае с человеком, имеющим внушительный, судя по резюме, опыт работы. Однако многие серьезные компании не доверяют ни дипломам, ни резюме. Первый можно купить в переходе, второе — сочинить или здорово приукрасить. Именно поэтому HR-отделы разрабатывают свои собственные системы оценки потенциального сотрудника, состоящие из тестовых заданий, жестких собеседований и психологических тестов. Ну и конечно же, существует такая вещь, как испытательный срок.

Получается, что у продавца откровенно плохой машины и подозрительного субъекта в метро с табличкой «Дипломы. Аттестаты. Трудовые книжки» есть кое-что общее: они вредят не только собственным доверчивым жертвам, но и всем вокруг, ломая доверие к обладателям настоящих дипломов и классных машин с пробегом. По возможности таких людей стоит обходить стороной.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter