Магомед Омаров вице-президент Московского центра культуры «Дагестан» |
— Как выглядит дагестанская община в Москве?
— Община представлена центром культуры «Дагестан». Эта организация была основана дагестанской интеллигенцией еще в 1989 году. Она объединяет в своих рядах врачей, ученых, юристов, бизнесменов. Например, наша ассоциация врачей включает в себя более 350 врачей-дагестанцев. Мы собираемся по разным поводам — и хорошим, и плохим. Недавно был хороший: наша землячка Елена Исинбаева стала чемпионкой мира. Люди привыкли, что акцент всегда делается только на негатив, хотя есть масса скромных людей, которые нормально себя ведут. Власть за последние годы как-то упустила межнациональный вопрос. Теперь, когда люди приезжают, возникает недопонимание и конфликты. Но нужно различать проблему зарубежной миграции и внутренней. По конституции каждый гражданин страны имеет право свободно перемещаться, этого еще никто не отменял.
— Почему в сознании обывателя все мигранты на одно лицо?
— Это последствия кризиса образования. Даже у сотрудников миграционной службы, которые работают на рынках и на улицах, с этим есть проблемы. Абсолютно недопустимая вещь, когда начинаются гонения на граждан своей страны. Муссирование темы «Россия для русских» встречается даже в экспертном сообществе, среди взрослых, вроде бы интеллигентных людей. Между тем почти все межэтнические проблемы имеют коррупционную составляющую. В чем причина недавней истории с Матвеевским рынком? В поборах, коррупции, которую признал и Путин, и министр внутренних дел Колокольцев. В Кондопоге тоже была коррупционная составляющая. Потом приехали националисты и начали «раскачивать» ситуацию. У них есть поддержка на разных уровнях власти. Не зря же ярый националист Рогозин сейчас является заместителем председателя правительства. Это стратегически неверная тактика со стороны власти, потому что выпустить джинна из бутылки легко, а вот загнать его обратно уже почти невозможно.
— Дагестанцы чувствуют себя россиянами, или этническая принадлежность все-таки важнее?
— В последние годы в Дагестане проводились опросы, и оказалось, что достаточно много людей начинает воспринимать себя как часть мусульманской уммы (общины. —БГ). Начинается поворот в сторону ислама.
— В Москве молодежь тоже радикализируется?
— Когда человеку говорят постоянно: «Ты не наш, ты здесь чужой», он начинает задумываться. Этот процесс наблюдается как в самом Дагестане, так и в Москве. Молодые люди собираются в мечетях, на территории разных рынков. Естественно, когда они видят, как на разных уровнях происходит негласная поддержка представителей националистических организаций, они начинают консолидироваться, думать о своей защите. При этом я считаю, что, если человек приехал в Москву, он должен принимать местные традиции и порядки. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
— Как же дагестанские «стреляющие» свадьбы?
— Это абсолютно недопустимая вещь. Человек на радостях может где-нибудь в горах пострелять, если сын родился, например. Но это похоже на бред, когда стреляют в центре города. Такое делают не очень воспитанные люди. Это нужно очень жестко пресекать. Надо сказать, что СМИ тоже существенно нагнетают обстановку. Когда Расул Мирзаев ударил человека и тот погиб, об этом все писали. Примерно через день после этого в Саратове два боксера тренировались, и один из них убил другого. Но об этом никто толком не написал. Недавно был убит один азербайджанец из Дагестана и два чеченских студента, которые снимали квартиру. Вы заметили какой-либо шум по этому поводу? Конечно, этническая преступность существует. Но государству нужно относиться к преступнику как к преступнику, а не считать человека изначально преступником, если у него черные волосы и большой нос.