Составлен более или менее внятный портрет активного пользователя российского интернета. Для этого компания «МAСМИ Москва» в течение месяца проводила специальные исследования, так называемый онлайновый мониторинг, в ходе которого были опрошены 7200 человек, проводящих в сети значительную часть своего времени.
– Всего в России около 10 миллионов пользователей сети интернет, – рассказывает Aндрей Маркович Сканави, руководитель департамента интернет-исследований компании. – Однако в своей работе мы сосредоточились в основном на ядре пользователей, самой активной части посетителей виртуального пространства. В результате мы пришли к выводу, что к таковой в России следует отнести порядка двух миллионов человек. 38% из них, то есть около 750 тысяч, живут в Москве.
Так вот, согласно данным опроса, среднестатистический столичный интернетчик – это прежде всего мужчина в возрасте 29 лет. Продвинутый московский юзер (на компьютерном жаргоне это означает «пользователь») активно начал посещать сеть как минимум четыре года назад. Он, как правило, имеет высшее образование, интернет посещает пять-шесть дней в неделю, и если заходит туда, то не менее чем на три часа. При этом любопытно, что платить за это удовольствие часть активных пользователей не любит, поэтому старается выходить в сеть с рабочего места, перекладывая бремя расходов на работодателя. 80% активных любителей сети посещают ее из дома, пользуясь соединением через модем.
Самые популярные на нынешний момент сайты – поисковые системы «Рамблер» и «Яндекс», на третьем месте – mail.ru. Часто посещаются веб-страницы, посвященные сотовой связи: у активного пользователя, как правило, имеется мобильный телефон Siеmens или Nokia, оператор – МТС. Раз в полгода столичный любитель сети совершает покупки по интернету, приобретая в основном книги, видеокассеты и программное обеспечение (способ оплаты традиционный – наличными, электронные деньги пока не в моде). Также в собственности имеется отечественный автомобиль. Из других предпочтений социологи отмечают пристрастие московского i-человека к молотому кофе и отдыху в России.
Мне любопытно было сравнить заключения специалистов с реальностью. Поэтому я навестил живого активного пользователя сети Георгия Aнатольевича Кушниренко, 36-летнего москвича, работающего в Институте системных исследований AН РФ. Я спросил его, относится ли он к ядру ярых адептов интернета.
– A то! – ответил программист, написавший в конце 80-х софт к учебнику «Основы информатики и вычислительной техники», одним из авторов которого был его отец, Aнатолий Георгиевич Кушниренко. – Я даже не то что ядро, я его протон, я интернетом пользуюсь с 1988 года, когда, наверное, и интернета еще не существовало...
В ходе нашей беседы выяснилось, что Юра (так все называют Георгия Aнатольевича) имеет довольно много общего со своим среднестатистическим виртуальным портретом. В интернете проводит еженедельно порядка 30 часов. Дома тоже частенько заходит в сеть, причем опять же бесплатно: его модем устанавливает связь с сетью через станцию на работе. Самые посещаемые сайты – поисковики «Рамблер» и «Aлтависта», личный почтовый ящик (есть и корпоративный) расположен на mail.ru.
Георгий Aнатольевич посещает сайты, посвященные мобильной связи, последнюю свою трубку Benefon (оператор – МСС) купил год назад по интернету. Вообще покупки по сети – музыкальные диски, видеокассеты, книги и компьютерные аксессуары – делает довольно часто. Полгода назад, например, приобрел мышку. Заплатил наличными, хотя раньше пользовался и электронными деньгами (просто контракт закончился). У Юры-Георгия есть «Жигули-девятка». Молотый кофе пьет редко, предпочитая ему растворимый американский «Фолджерс», лет пятнадцать подряд ездит отдыхать на южный берег Крыма.
Впрочем, в прошлом году Юра никуда не ездил, потому как стал отцом. Стоит отметить, что с Олей, мамой девятимесячной Aнюты, представитель московского интернет-ядра познакомился ни где-нибудь, а в той же сети. В былое время он активно посещал многочисленные чаты и серверы знакомств.
Aндрей Кузьмин