Алексей П. родился, вырос и получил высшее экономическое образование в Москве. В свои 23 года он не был обременен молодой женой с ребенком или заботами о престарелых родителях. Наоборот, родители смогли обеспечить его приличной, пусть и однокомнатной квартирой в столице.
Учась на последних курсах института, Алексей начал работать менеджером по продажам в автосалоне. Хотя его оклад составлял всего 15 000 р. в месяц, на процентах от продаж Алексей зарабатывал еще около 40 000 р. Три года назад этих денег молодому человеку вполне хватало, чтобы жить в собственной квартире, вести хозяйство с постоянной подругой и активно развлекаться во внерабочее время.
Летом 2006 года Алексей присмотрел плазменную панель в свою квартиру. Купил он ее, оформив кредит в магазине бытовой техники на сумму 110 000 р. По условиям кредита Алексею предстояло в течение следующего года каждый месяц вносить в кассу банка по 9 200 р.
Три месяца Алексей исправно платил по кредиту. Но вскоре ему пришлось менять работу. На языке банкиров это называется «незапланированный разрыв ликвидности». Платежи он прекратил. Через два месяца, в ноябре 2006 года, сотрудница банковской службы, работающей с просроченными кредитами, позвонила и напомнила Алексею о задолженности. Обзвон должников считается стандартной работой для банков, предоставляющих кредиты населению. Правда, банковские колл-центры таким образом работают всего два-три месяца, а затем банк предпочитает передать долг для взыскания специальному агентству по сбору платежей — коллекторам. В январе 2007 года долг Алексея, составлявший на тот момент 80 000 р., попал в базу агентства «Центр ЮСБ».
Денис Н. занимается в «Центре ЮСБ» так называемой практикой досудебной работы. Его задача — не только найти заемщика, задолжавшего банку, но и установить с ним контакт. Что такое «заниматься просрочкой», коллектор объяснил Алексею во время первого разговора по телефону. Утюги, щипцы и прочие предметы тут ни при чем. После короткой лекции о необходимости возврата заемных денег, Денис предложил Алексею гасить долг частями — например, по 15 000 р. ежемесячно.
— Алексей, как мне показалось, с облегчением принял новые условия, — вспоминает Денис. — К моменту нашего первого разговора он уже нашел новую работу, а мне оставалось только проследить его платежи банку.
Когда через месяц ожидаемые 15 000 р. в банк не поступили, коллектор вновь позвонил должнику.
— Первый раз Алексей взял трубку, но отказался обсуждать со мной причины очередной неуплаты. Апотом просто перестал брать телефон. Если я звонил с другого номера, Алексей отвечал на звонок, но затем снова сбрасывал вызов.
Так продолжалось недолго. О том, что можно разыскивать людей не только по милицейским базам данных, но и через социальные сети в интернете, Денису рассказал Николай.
— По поиску в «Одноклассниках» Алексеев с фамилией П. оказалось всего человек пятнадцать. Кто-то из них давно на сайте не был, но герой нашей истории заходил на свою страничку регулярно, — рассказывает Денис. — Этим я и воспользовался. Число друзей Алексея П. и друзей его друзей зашкаливало уже за несколько десятков человек. Поэтому завязать знакомство с должником, сославшись на контакты с его друзьями, мне показалось несложным. Да и свой фотоальбом Алексей обновлял регулярно.
Коллектор завел аккаунт на имя некой Алены Соколовой, нашел в чьем-то фотоархиве фото красивой девушки и написал Алексею от имени Алены первое письмо.
— Может быть, кому-то столь необычный поиск заемщика покажется слишком радикальным, но нам пришлось так действовать, — поясняет Денис. — Алексей относится к той категории наших клиентов, которые располагают необходимыми средствами для оплаты долга, но платить не хотят. Вот просто так — не хотят, и все. С такими клиентами у нас и обращение особое.
Работать с Алексеем, а точнее переписываться с ним на сайте оказалось очень просто и даже интересно. Он сразу же откликнулся на первое письмо.
— У нас завязалась довольно оживленная переписка. Единственное, я должен был быть осторожным при вопросах об общих знакомых. А остальное — заинтересовать его красивой девушкой и пообещать встретиться — было делом техники.
По интерьеру на фотографиях Алексея коллектор узнал несколько московских клубов и кафе, написал, что тоже посещает эти места.
— Переписку с должником от имени виртуальной Алены я вел дней десять, — вспоминает Денис. — Далее надо было выводить клиента на очную встречу. На общение с одним клиентом нам, коллекторам, отводится всего две недели. Затем в соответствии с нашими правилами мы обращаемся в суд о взыскании задолженности уже в судебном порядке.
На встречу с виртуальной Аленой реальный должник согласился сразу же.
— Уже по тону его писем я почувствовал, что Алексею нравятся девушки активные, — говорит Денис. — На мое предложение о встрече он быстро согласился и сам уже определил кофейню на Малой Дмитровке. Свидание назначили на ближайшую субботу.
На этом этапе профессиональные обязанности Дениса заканчивались, потому что на встречу с должником коллекторы обычно отправляют специалистов из группы выезда. Так как эксперимент по встрече с должником после общения в «Одноклассниках» коллекторы из «Центра ЮСБ» проводили впервые, то «на свидание» решили послать не одного, а двух крепких сотрудников. Иван П. и Игорь А. получили данные на Алексея в феврале 2007 года:
— Нашей целью было показать Алексею, что в какие бы жизненные ситуации он ни попадал, мы его всегда и везде найдем. На новой работе, в отпуске, в ночном клубе и даже на свидании. Это и есть наш главный психологический прием. Мы даем понять должнику, что если уж он попал к нам в разработку, мы от него не отстанем и будем отравлять ему существование до тех пор, пока он не расплатится.
Алексей ждал Алену, как они и договорились, на улице. Так было задумано специально, чтобы не смущать должника при посетителях. Узнать его по фотографиям со странички на «Одноклассниках» оказалось несложно. Несколько минут Иван с Игорем просто стояли недалеко от Алексея, а потом подошли к нему и представились.
— Алексей?
— Да.
— Позвольте представиться: Иван и Игорь.
— Мужики, ну чего вы? Некогда мне сейчас знакомиться с вами.
— Вообще-то, вас, Алексей, мы уже знаем, и знакомиться не надо. Мы сотрудники коллекторского агентства «Центр ЮСБ». Хотим поговорить с вами про долг, который вы так и не погасили банку.
— Телевизор-то хорошо показывает, Алексей? — вступил в разговор второй коллектор. — А деньги-то за него вы так и не перечислили. Нехорошо это, Алексей.
— Бл… Как вы меня здесь-то нашли? Некогда мне сейчас, мужики, честно. А про долг я помню.
— Ну помнить про долг — это мало для нас. Его гасить надо, Алексей. Почему не гасим-то, а?
Еще несколько подобных вопросов окончательно поставили Алексея в тупик.
— Стало заметно, что парень не на шутку занервничал, — говорит Иван. — И понял, что деваться некуда. Как отчет о встрече мне надо было получить от него расписку об обязательстве погасить долг в двухдневный срок. Я показал парню вариант расписки, он подписал ее сразу, прямо на улице.
— Самое интересное, что он долго не мог понять как мы нашли его именно в этот день, — говорит Игорь. — Оформляя расписку, он часто озирался по сторонам и поглядывал на мобильный телефон, все еще явно ожидая другого человека.
— А Алену ждать не надо, она уже уходит отсюда, точнее это мы уходим, — признались коллекторы должнику.
Алексей сначала удивился, потом растерялся, а потом просто выругался им вслед. На этом эксперимент со свиданием коллекторы признали удачным. На следующий день должник позвонил в отдел досудебной работы Денису Н., чтобы рассказать, что половину долга он погасил. Еще через день банк подтвердил поступление денег в полном объеме.