Пожалуй, главный и самый популярный текст прошлой недели о наводнении в Крымске. Как всегда виртуозно, Сапрыкин формулирует носящиеся в воздухе идеи: пускай даже можно понять, как получилось, что местные чиновники вовремя не приняли меры предосторожности. Но почему они не в состоянии наконец поговорить с людьми по-человечески и хотя бы извиниться за гибель нескольких сотен человек — в голове не укладывается.
«Просто представьте себе, как они в полной темноте разбивали кулаки о двери, которые уже прижало снаружи неодолимой силой. Представьте женщину, которая поднимает ребенка над подступающей к горлу мутной водой. Представьте, что чувствует ребенок. Представьте, что все это случилось с людьми только из-за того, что вы накануне выходных беспокоились из-за рассады или завтрашних шашлыков и не пошевелили пальцем для того, чтобы пустить по городу машины с сиренами. Как можно после этого не выйти к людям, не бухнуться оземь и не сказать — мол, это я виноват, делайте что хотите? Как можно не сделать этого — и продолжать жить?»
Очередной выпуск гораликовских «пяти историй» — очаровательной безделицы, где вроде бы между строк проговаривается множество важных вещей. На это раз — о питерских таксистах, опасных детях, нью-йоркских геях, советских барышнях и израильских папашах.
«Вот, скажем, художник С. рассказывает, что его подруга, выращенная в советской строгости, но много читавшая, завела себе в детстве колокольчик, поставила его у кровати, звонила в него, кричала: «Девка, шоколаду дай!» — после чего отправлялась на кухню и варила себе какао. Вернувшись с какао в постель, непременно заглядывала в чашку и говорила: «Что за месиво! Пороть тебя, девка, пора!» Впоследствии ее психотерапевт купил себе два «мазерати».
Экспрессивная и несколько наивная колонка арт-критика Мусвик — о чести, достоинстве, двуличии и о своем разочаровании в российской творческой интеллигенции.
«Вот одна радиостанция демократического толка пытается рано утром и по вечерам вскрывать механизмы оболванивания людей. Но с 11 утра до часа дня гонит рекламу каких-то мутных лекарственных средств, ориентированную на пенсионеров, то есть наиболее уязвимых для манипулирования людей. А в ответ на попытки про это сказать главред говорит что-то вроде — а чего такого-то?»
____
Ирина Ролдугина
«В ходе журналистского расследования Ксении фактически удалось спасти 12-летнего мальчика от принудительной госпитализации в психиатрический стационар, куда воспитанник детского дома был отправлен директором учреждения в качестве наказания за периодические побеги. Одновременно с этим стало известно, что 12-летний Леша — далеко не единственный, кто был отправлен в психбольницу, таких жертв «карательной психиатрии» в детском доме оказалось десять.
Сразу после публикации журналистского расследования журналисты сразу же обратились с заявлением в местную прокуратуру, передав все имеющиеся у них материалы — доказательства преступных деяний со стороны руководства детского дома. Однако дело приобрело неожиданный поворот».
Четкая и умная апология фильма Андрея Грязева «Завтра», который вызвал такое возмущение у его героев — арт-группы «Война».
«Как справедливо писали многие арт-кураторы, в смутные дни художник иногда обязан забыть об эстетике и откопать свой томагавк, именно так поступили «Война» и Pussy Riot, немедленно заслужив упреки в нехудожественности своих чисто политических жестов. Парадоксальным образом даже в такой ситуации должен найтись другой автор, который поступит наоборот: отринет политику и с позиций пресловутой эстетики найдет язык для описания происходящего. Хоть чуть-чуть поднимется над схваткой, вместо того чтобы лезть в нее с кулаками. Займет в «Войне» нейтралитет. Его заклеймят как ренегата, труса, предателя революционного дела. Его проклянут собственные герои. Но он не испугается, поскольку ему хватит ума понять, что герои приличного документального фильма никогда и ни за что не скажут режиссеру «спасибо». Если скажут — значит, фильм дрянь».
Пылко и убедительно Глуховский объясняет очевидное — почему важно помнить имена из этого черного списка.
«Список Магнитского» потому вызвал такое воспаление в тканях власти, такую злобу среди охранителей, что он впервые называет публично причастных к деградации нашей страны среди среднего звена карателей, что снимает карнавальные масочки с безликих исполнителей, что пугает личной ответственностью людей, сросшихся с сознанием своей сакральной безответственности».
8
____
Даниил Коломейчук, Алексей Сочнев
«Кто такие Кирилл Фролов и Ассоциация православных экспертов»
Отличная подборка цитат экспертов, раскрывающая суть и смысл боевого, так сказать, крыла Русской православной церкви.
«Станислав Белкавский: «В 2004 году я инициировал создание Корпорации православного действия (КПД) и привлек Кирилла Фролова к организации этого процесса. Но буквально через два-три месяца я понял, что Кирилл Фролов — тяжело и глубоко психически больной человек. Поэтому я вышел из проекта. На сегодняшний день ни КПД, ни АПЭ не существует. Это абсолютные фантомы, которые действуют лишь в сознании Кирилла Фролова. Кураев прав, это абсолютные маргиналии, их нельзя серьезно обсуждать. Но, с другой стороны, это можно обсуждать по одной единственной причине — само священноначалие РПЦ Московского патриархата тяготеет именно к такой нише».