Ренат Давлетгильдеев заместитель главного редактора телеканала «Дождь» |
Я почти 5 лет работаю на «Дожде». Наш канал – не просто объединение людей, это объединение душ. Самые яркие воспоминания связаны именно с атмосферой «Дождя». Года 3 назад мы со Светой Долей, Денисом Катаевым, Юлей Мельниковой решили устраивать вечеринки в кафе «Март», тогда еще спокойном и милом. Превратили это место в самое веселое заведение города, устраивали там танцы то под от латину, то под «Ленинград». Примерно то же мы и делаем с нашим каналом.
Здесь все про жизнь. Здесь каждый день – приключение. Помню, после новогоднего корпоратива телефоны у всех ведущих были выключены, и на следующее утро новости пришлось вести главному редактору Мише Зыгарю и его заместителю, то есть мне. Но так как я отмечал Новый год со всеми, выговорить свою фамилию в прямом эфире так и не получилось… Выглядело все примерно так : «Доброе утро, новостная служба телеканала "Дождь" начинает свою работу. Меня зовут Ренат Давле.. Давле… В общем, не важно, как меня зовут, переходим к главным новостям».
Мы когда только на »Дождь» переезжали, здесь не было ни одного места, где можно нормально поесть. Кафе какое-то, там подавали жиденький фасолевый суп и салат из чего-то. Все мы там и питались, а что еще делать? Зато потом знали каждого арендатора, кто приезжал к нам на Красный Октябрь.
Жаль, что приходится переезжать. Ощущение, что здесь каждый кирпич вложен своими руками, каждый квадратный сантиметр знаком. Любое пространство в Москве вечно не живет, Красный Октябрь пережил свой триумф 1–2 года назад, так что, может, все это и к лучшему. В скором времени появятся новые точки, а место, в которое мы переедем, тоже сделаем центром жизни, мы сможем.
Месяц назад я уволился с «Дождя» – не из-за каких-то трудностей, это было мое эмоциональное решение. Меня позвали работать в США, в Вашингтон, корреспондентом одного украинского телеканала. Я уже обо всем договорился, устроил прощальную вечеринку, танцы, пьянка, слезы, простился с телезрителями. В день отлета, за час до вылета, понял, что не могу сесть в самолет. «Дождь» – это моя энергия. Мы все здесь связаны. Это не просто кнопка на телевизоре.
«Если не больно, значит, ты мертвый». Нам, мне – бывает больно. Ну и пусть. Зато живем. А вообще месяца через два мы заново взорвем этот мир.
Светлана Доля коммерческий директор телеканала «Дождь» |
Вся история телеканала «Дождь» необычна. Это история преодоления, история о том, как не может быть, но существует – вопреки правилам.
Я на «Дожде» с 11 января 2010, с финального этапа стройки, доэфирного этапа. Прекрасно помню разговоры с профессионалами от телевидения, когда мы только начали строиться на Красном Октябре. Они уверяли нас, что в студии не должно быть окон, что никакие пленки не спасут, что так не бывает на телевидении, невозможно это – и точка. Что открытый ньюс-рум, совмещенный с эфирным пространством, – это бред, будет бесконечный брак по звуку. Что так нельзя и эдак не по правилам. На что Наташа отвечала: «Я никогда не делала телеканал, не знаю, как надо, но у меня окна будут». С ней спорили все, кто в этом разбирался, но в итоге – сработало. И так было много с чем. У нас не было стандартов и, как следствие, зашоренонсти, мы шли по ощущениям. Наташу и нас, ее команду, это чутье не подвело.
Конечно, случались трудные моменты, когда хотелось уйти. Такое желание возникало по разу в год точно. Например, меньше месяца назад я несколько дней подряд плакала на работе. Это была чисто эмоциональная реакция, когда ты не понимаешь, как существовать в ситуации, в которой «Дождь» оказался не так давно. Но, хотим мы этого или нет, «Дождь» не просто какая-то структура или компания, это коллектив людей, смотрящих в одну сторону, у нас одни ценности, ориентиры, идеалы. Ну, по крайней мере у костяка. Мы здесь все друзья, а чаще и больше. В сложные времена мы сплачиваемся и начинаем действовать одним фронтом. А сложные времена у нас – состояние перманентное.
Недавно коллективом завладел дух упадничества. Это длилось недолго, но было страшно. А потом внутри что-то перещелкнуло, мы посмотрели друг на друга и поняли: мы этого так не оставим, будем бороться изо всех сил, несмотря на все проблемы. «Дождь» – это мы, а мы – это «Дождь». Я не смогу уйти отсюда. Я ответственна за «Дождь» так же, как «Дождь» ответственен за то, каким человеком я стала.
На канал свалилось много трудностей в последнее время. Переезд с Красного Октября мне всегда казался ужасной трагедией, даже большей проблемой, чем то, что нас отключили некоторые операторы. Как это возможно, чтобы «Дождь» был где-то еще, кроме Красного Октября, думала я, они же неразделимы, это какое-то место силы. Позже я поняла, что это на нас нанизывались все остальные компании, это мы сделали так, что все здесь получилось. Мы дали этому месту его энергию. Сейчас мы рассмотрели много вариантов для переезда и недели две назад осознали: хорошо, что все так. Нам была необходима какая-то не внешняя, а внутренняя встряска, какие-то такие изменения, которые невозможно начать самим. Переезд, предстоящий каналу в самое ближайшее время, напитает и зарядит нас, даст новые силы, поможет что-то перепридумать. У меня ощущение, что все будет хорошо! Кстати, мы будем показывать в прямом эфире, как строимся, канал продолжит работать даже в момент перетаскивания оборудования. Мы будем с вами. И я верю, что с нами будут и зрители, и друзья, и клиенты, которые – мы благодарны им бесконечно, – остались, вернулись или пришли.
Елена Кирюшина руководитель интернет-редакции телеканала «Дождь» |
Отчетливо помню день, когда зимой 2008 года я пришла в небольшую квартиру на Маяковской, знакомиться с основоположником идеи этого телеканала. Я знала Синдееву только по ее работе на «Серебряном Дожде», и мне она виделась каким-то полубожеством, идеалом. И прихожу я, значит, а она сидит в кресле, беременная, машет руками, очаровывает с первого взгляда и рассказывает, что вот уже совсем скоро появится настоящий такой, оптимистичный телеканал о том, что происходит на самом деле. Телеканал для тех, кто устал смотреть телевизор, кто не хочет желтого: скандалов, интриг, расследований. Я сижу и понимаю, что влюбляюсь в мечту другого человека и, мало того, верю в нее.
Так я и попала во всю эту историю – еще до того, как начал существовать «Дождь». Потом было много всего: строительство студии на Красном Октябре, которое никак не заканчивалось, кастинги ведущих, бесконечная энергия Веры Кричевской, создание информслужбы, появление наконец главного редактора Михаила Зыгаря, первые спецэфиры – уход Лужкова, избиение Кашина и беспорядки на Манежной, когда мы все вдруг оказывались в редакции, даже если не работали в тот день.
Одна из отправных точек для телеканала – январь 2011-го, взрыв в Домодедово. Мы узнали об этой трагедии из твиттера и моментально выпустили информацию в эфир. Наши ведущие не выходили из кадра 5 или 6 часов, зачитывали новости, выводили в эфир очевидцев, показывали видео из YouTube. Во всех блогах писали: «Включайте “Дождь”, смотрите “Дождь”!». Мы были первыми – и единственными, на остальных каналах новости вышли только через час-два. Тот день решил все для нас самих, мы поняли, что оптимально верная, необходимая нам стратегия – постоянный прямой эфир, гибкость. И потом мы очень часто шли за аудиторией – мы точно знали, что если происходит что-то экстренное, от «Дождя» ждут моментальной реакции.
Мне кажется, одна из основных причин успеха «Дождя» – это честность и прозрачность, и зритель это чувствует. И всю важность нашей открытости мы осознали, когда произошла вся эта несправедливая история с отключением. Я не буду говорить, что последние полгода стали для каждого из нас испытанием. Важно лишь то, что мы становимся только сильнее от этого. И что наши зрители вместе с нами борются за то, чтобы независимое телевидение продолжало существовать, – это невероятно.
Тихон Дзядко заместитель главного редактора, ведущий программ «Здесь и сейчас», Hard Days night |
Я на «Дожде» с самого его открытия, с апреля 2010 года. В начале нулевых сделалось понятно, что люди перестали смотреть телевизор. Телевидение показывает плохие сериалы, чернуху и желтуху, то, что нормальному зрителю смотреть не хочется. Поэтому у большого количества людей одновременно возникла потребность в канале, который можно было бы смотреть, который разговаривал бы с телезрителем на нормальном, живом языке. С этим перекликается один из лозунгов телеканала – «Не бойтесь включить телевизор», потому что долгое время люди именно боялись. Смотреть телевизор – часть нашей культуры, но долгое время делать это было противно. Мы сделали «Дождь», чтобы противно быть перестало. Мы совершаем ошибки, сомневаемся, задаем вопросы и вместе со телезрителями ищем на них ответы. Зрителю интересно, когда его не считают дураком и говорят с ним. Проблема диалога – самая большая в нашем обществе, «Дождь» всегда старался и старается общаться с нашим зрителем. Все зависит от того, как вы освещаете новости: либо вы занимайтесь пропагандой и проповедью, обучением аудитории, любо просто информируете зрителей канала. «Дождь» считает, что человека нужно информировать. В частности, это была информация о митингах в 2011 году. Федеральные телеканалы первое время о них молчали. Каждый день и каждый проект на «Дожде» – разный, новый, каждый по-своему хорош. Но и у нас есть и недостатки, я считаю это нормальным и естественным.
Суть программы Hard Day's Night в том, что «сильные мира сего», стоящие в верхах российской власти, российского бизнеса и российской культурной среды, должны быть готовы к тому, что мы, ведущие, будем задавать вопросы, а им придется на них честно отвечать в прямом эфире. Российские чиновники, к сожалению, отвыкли отвечать на вопросы, нет такой традиции в нашем обществе, считается, что чиновник просто не обязан этого делать. В Hard Day's Night мы увидели, что многие по этому истосковались, – с готовностью приходили и отвечали. Но, конечно, не все и далеко не всегда. Прекрасный эфир был с Владимиром Вольфовичем Жириновским, необычный для нас и для самого Жириновского.
После того как нас отключили кабельные сети, мы каждый день получали теплые письма от наших зрителей. Наш главный вывод таков: телеканал должен существовать! «Дождь» нужен нашей стране и нашему обществу. Несмотря на то, что у телеканала есть трудности, мы продолжаем работать и будем существовать еще очень долго. Пришлось сократить количество прямого эфира, но в целом прямой эфир – это классное, веселое времяпрепровождение, напичканное адреналином. Мне кажется, все наши журналисты это очень любят. «Дождь» изначально строится на принципе открытости зрителю, по-другому мы не умеем.
Финансовую отчетность мы показываем, внутренние переговорные процессы не скрываем, все наши действия видны. Да, есть проблема с рекламой, с кабельными операторами, с помещением, да с чем угодно, – у нас много проблем. Но, с другой стороны, есть желание работать и огромное желание у людей нас смотреть. Наша задача – решить все проблемы, в том числе и с помощью наших зрителей. Изначально у «Дождя» не было финансовых возможностей строить 15 студий для 15 проектов, но мы вышли из положения: уникальная студия-трансформер, можно сказать, опередила время. Мы поняли, что выигрышней всего использовать одно пространство в разных вариациях. Оказалось, что студия может быть и для новостей, и для авторского проекта. Грамотно расставляются видеокамеры, устанавливаются декорации. Оказалось, что это проще, занятнее, а ощущение – как будто разные студии, но фактически-то она одна, и она может играть 25 разными образами.
Телеканал рос, чего мы только не перепробовали, различные новости, авторские проекты, трансляции. Телеканал изменял себя методом проб и ошибок, мы взрослели вместе с телезрителем. Если какие-то вещи в начале казались допустимыми, то потом мы понимали, что они не нужны. Как и любой стартап, проект изначально был маленьким и в чем-то робким, потом он стал респектабельнее и конечно, повзрослел.
Владимир Пирожков оператор телеканала |
Для меня «Дождь» – это, во-первых, место работы, где я, наверное, стал профессионалом, и за это я «Дождю» благодарен. Я закончил институт, работал на нескольких телеканалах, в том числе и на первом молодежном, это был такой прообраз «Дождя», «О2ТВ». Наташа даже, насколько я знаю, думала купить его целиком и делать «Дождь» на его базе. Он был совершенно аполитичным, музыкальным и молодежным, однако там тоже существовали независимые новости.
Собственно, я здесь с самого первого дня работы телеканала. На первые кастинги меня звала режиссер Вера Кричевская, я снимал тестовое интервью с Парфеновым. Долго ждал, через месяц меня наконец-то позвали, тут только начинали все запускать, настраивать студию. Это было 7 марта, в мой день рождения. Взяли двоих – осветителя и меня. Мы были первыми осветителем и оператором, штатными сотрудниками канала «Дождь». Был еще один замечательный оператор-постановщик Антон, кино снимал.
Вы смотрели спектакль? Все было примерно так же. Неимоверная энергия Веры Кричевской, это была такая созидательно-разрушительная сила, потому что она не жалела никого – ни себя, ни сотрудников. Нужны были только лучшие из лучших, креативные из креативных. Это было очень сложно, мы снимали здесь до десяти, до одиннадцати, до часу ночи, до утра. Бесконечные поиски оператора-постановщика (я работал рядовым оператором), всего их тут было пять человек. Условно за четыре года пять человек в разные «эпохи» отвечали за картинку. Каждый год – по одному оператору, невероятно сложно. Два раза в год запускался новый сезон, два раза в год новые точки и новые локейшены – на одном локейшене могло быть, к примеру, пять передач.
У нас есть наша арт-студия, где снимались самые невероятные проекты, например «Проповеди». Съемка в студии производится на камеры, которые позволяют получать кинокартинку. Строились совершенно невероятные декорации: за две тысячи рублей мы практически замки возводили. На каждую музыкальную передачу (они шли раз в неделю) мы придумывали новый свет и новую студию, я не знаю, кто такие титанические усилия еще прикладывал. Но, к сожалению, это закончилось, потому что у музыкальных эфиров были низкие рейтинги.
Если говорить про картинку «Дождя», я считаю, что она построилась год назад, канал визуально только-только обрел свое лицо, если речь именно о картинке. Мы освоили оборудование – сложная аппаратная и очень сложный софт, он в первый раз на «Дожде» используется. И вот очень обидно переезжать, потому что мы только здесь освоились, только научились всем этим пользоваться. И тут вот такая происходит ерунда.
Семен Закружный корреспондент |
Главное слово, которое я могу подобрать, отвечая на вопрос о сущности «Дождя», – это, конечно, свобода. Свобода заключается не только в здешней атмосфере, свобода здесь кроется абсолютно в каждом человеке. Это не просто какая-то ценность, это скорее образ жизни.
И, конечно, для меня «Дождь» – эпоха в моей жизни. Читаю сейчас множество сообщений в Facebook людей, которые проработали здесь достаточно долго и которые сейчас увольняются, потому что им не подходят такие условия, не могут они существовать на такую зарплату. Может быть, у них семьи или еще что-то другое. Так вот, все они пишут нечто вроде «наверняка время, проведенное на “Дожде”, – самое лучшее». И я читаю сообщения и стараюсь как-то правильно распоряжаться этой информацией, понимаю, что сейчас, возможно, лучшее время в моей жизни.
Первые две недели, может быть, первый месяц работы – это, конечно, была полная эйфория. Несмотря на то, что ничего не получалось, постоянно были какие-то ошибки, косяки и так далее, все равно – заходишь в аппаратную, откуда управляют новостями, ну вот где сидят режиссеры, ассистенты, смотришь и думаешь: «Блин, чувак, ну это же как раз то, о чем ты мечтал, и нужно каждым моментом наслаждаться». Тем более сейчас, когда все может вообще закончиться в любую минуту.
На своем личном опыте убеждаюсь, что «Дождь» – это место, где очень высоко ценится твой энтузиазм, ценятся твои желания, твои мечты. Если они у тебя есть, если ты стараешься – тут это заметно, когда ты пашешь, когда ты трудишься. Ты можешь реализоваться в независимости от того, насколько велик твой опыт. Могут возникать какие-то конфликты, но лишь потому, что все хотят работать, периодически эти потоки энтузиазма сталкиваются, и получается недопонимание. Просто у каждого свое видение.
Главная фраза «Дождя», как я понимаю, та, с которой он изначально создавался, – «Телеканал для тех, кто не смотрит телевизор». Нечто совершенно новое, и это очень круто, я считаю.
«Дождь» будет занимать очень большую часть истории российских медиа, когда выйдет ее следующий том.
Маргарита Журавлева корреспондент |
Лев Пархоменко ведущий программы "Деньги" |
С «Дождем» я примерно 3,5 года. Изначально пришел на телеканал работать просто в службу информации, корреспондентом, готовить новости к эфиру. В первый день мне дали какое-то самое простое задание – написать заметку про елочные базары, в общем, скучную банальщину. Я и написал! Причем с какими-то дикими штампами из разряда «зеленая красавица» а-ля из школьной газеты. Несмотря на то, что я человек с опытом (работал на «Эхо Москвы», «Снобе» и тд), не умею я такое писать, другим занимался. Отправил, сижу, слышу крик из кабинета Зыгаря: «Какой кошмар! Кто это написал? Уволю!». Так я чуть не закончил свою работу в первый же день, благо удалось договориться с Мишей, убедить, что не моя эта тема была. Он дал мне другое задание: про то, как ВТБ покупал Банк Москвы, с тех пор занимаюсь экономикой и финансами.
Первое время на «Дожде», помню, очень сильно менялась направленность канала и его содержания. Сначала это были программы, которые просто приятно смотреть, затем канал стал новостным, что вызывало самый большой интерес у публики, именно сам альтернативный взгляд, отличавшийся от всех других каналов, притягивал к нам все большую аудиторию. Поменьше изменения происходят каждый день. Иногда даже хочется пожить в рутине. Мы хоть и пытаемся следовать какому-то сезонному графику, принятому в телепроизводстве, но это не вполне удается. Мы заканчиваем и начинаем какие-то передачи, когда нам кажется нужным, и это довольно сложно – вся эта невероятная гибкость. Зато позволяет нам следовать за аудиторией, а ей за нами, позволяет чутко и быстро реагировать на изменения в окружающем мире. Утомительно, конечно, когда не знаешь, чего ждать на следующий день, но работа такая.
Мне нравится работать в прямом эфире. Вообще прямой эфир – это и для зрителя кайф, и удобно для производства. Проще, чем записывать программу, потом монтировать ее – это долго. К тому же это по-настоящему, по-честному. У ведущего, кстати, возникает ощущение, что нет права на ошибку, это добавляет драйва, ответственности. Самые забавные истории про включения в прямой эфир, конечно же, со всяких митингов и мероприятий. Помню, на какой-то протестной акции в кадре меня снимала со столба полиция и пыталась запихнуть в автозак, я кричал, что нахожусь в прямом эфире, и они, кстати, тоже, и мир весь видит, что они творят. Оставили в покое в конечном итоге.
Строю ли я какие-то ожидания по поводу «Дождя»? Сейчас нет, его судьба и развитие всегда шли вразрез с моими ожиданиями. Множество раз я думал: «Все, это точно конец. Сейчас все рухнет окончательно». Но я был рад ошибаться: мы всегда выходили из сложного положения, да еще и с опытом, пониманием каких-то новых вещей. И в этот раз “Дождь” справится со всеми трудностями.