Я инструктором случайно стал, но понял, что мне не надо другого. Обучить вождению любого нормального человека могу за пять занятий. За семь лет работы не припомню, чтобы кто-то брал больше семи уроков. И все до одного мои ученики поехали.
Инструкторы в автошколах чаще всего ничему не учат. Они сами вертят руль, сами нажимают на педали и все время орут: «Не газуй! Сожжешь сцепление!» Если бы мужья тех женщин, которых обучают в автошколе, посидели бы на таком занятии, они потом вернулись бы за этим инструктором с битой. Кроме того, в автошколе существует принцип «чем хуже учишь, тем больше зарабатываешь». Я проработал два месяца и ушел.
О том, как выбрать и держать дистанцию
За рулем глаза нужны, тормоза нужны, а особые мозги не нужны. Машина — это продолжение человека: ты идешь куда считаешь нужным, останавливаешься, смотришь по сторонам и идешь дальше. А думать о том, что в головах у людей, которые тебя окружают, — это никакого мозга не хватит. Поэтому все эти мысли — так, я на главной дороге, мне должны уступать, вот я включил поворотник, меня сейчас все пропустят — не имеют смысла. Когда на перекрестке сталкиваются две машины и все погибают, кому из водителей легче от того, что он был прав?
Дистанцию нужно держать в два раза больше, чем у всех, — не поначалу, а всегда. Наверное, это главное правило. Взял нужную дистанцию и едешь. И не надо прыгать из ряда в ряд — надо просто менять место с того, где уже нельзя держать правильную дистанцию, на то, где это возможно. И если ты это понял, то поедешь уже через полгода не хуже меня.
Об учениках
Ко мне обращаются пять типов людей: права есть, будут ездить на механике — один тип, права есть, будут водить автомат — второй, прав нет, но купят и будут ездить на механике — третий, прав нет, купят, автомат — четвертый, и прав нет, будут сдавать — пятый. Вот последним я сейчас просто говорю: слышать этого не хочу, получишь права, купишь машину — звони. И в механику по доброй воле не сяду — это каменный век. Если очень надо, я научу, но мне надо четко понимать зачем.
Дистанцию нужно держать в два раза больше, чем у всех, — не поначалу, а всегда
Подход к ученикам один — ты мне родной. Раздражающих меня людей за семь лет было в общей сложности человек пять. Если человек здоров, поедет любой, раньше или позже. С 35 до 45 лет — жопа полная, но женщина плюс-минус все равно поедет скоро, а мужик застрянет надолго. Нормальный мужик в сорок лет уже двадцать лет за рулем, а если он в сорок не ездит — это ненормально. Когда ко мне приходит парень в 27, я его уже не понимаю. А женщин за рулем я любил, даже пока инструктором не был. Вождение — простая, тупая и легкая процедура. И женщины зачастую справляются с ней лучше.
О покупке прав
Права покупать в нашей стране нормально, потому что те навыки, которым учат для сдачи в ГАИ, абсолютно непригодны для жизни. Все эти «посмотрите в правое зеркало и поверните направо, а теперь посмотрите в левое и поверните налево» — пока она смотрит налево, она уже десять раз в забор въедет. Поэтому люди, которые звонят и просят их натаскать на сдачу, — они мне неинтересны, я не готов участвовать в этом идиотизме. Ты сдаешь экзамен, садишься в свою машину, и все, что ты усердно учил для экзамена, не работает. Вместо тебя ездит твой знак «У». Кстати, я принципиально этот знак не использую, потому что езда с ним никакого отношения к реальному поведению на дороге не имеет. Когда водители видят букву «У», они притормаживают и ждут, чтобы ты уже слился куда-нибудь и можно было ехать. Правда, сейчас с покупкой прав полный швах, лавочку прикрыли, договориться очень сложно. Мне кажется, таким образом борются с пробками.