Некоторые люди очень располагают к себе и вызывают доверие. Глядя на них, вам кажется, что они вас не обманут и точно очень хорошо разбираются в своем деле. Такие люди считаются харизматичными, часто они становятся политиками. Многие готовы доверить им управление городом или страной. Они становятся успешными продавцами, адвокатами и представителями других профессий, связанных с общением с людьми.
Ученые полагают, что частично это связано со строением лица. Например, люди скорее будут готовы голосовать за человека, который, судя по лицу, кажется им более компетентным или более заслуживающим доверия. А это впечатление зависит от строения лица.
Кому доверяют люди?
Ученые из Нью-Йоркского университета и Университета Коннектикута провели исследование, которое показало, какое лицо должно быть у человека, чтобы люди решили, что он заслуживает доверия, а какое — чтобы его посчитали компетентным. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
В рамках исследования ученые провели ряд экспериментов с участием волонтеров мужского и женского пола. Волонтеры должны были оценивать качества мужчин на реальных и смоделированных на компьютере фотографиях. Они оценивали степень их компетенции в каком-либо вопросе и доверия к ним.
Людям с суровыми лицами не доверяют
Результаты этих экспериментов показали, что оценка степени доверия к человеку менялась в зависимости от выражения его лица: люди с более радостным лицом казались волонтерам больше заслуживающими доверия, чем люди с суровыми лицами.
Когда же участники оценивали степень компетентности мужчин на фотографиях, выражение лица на фотографии не влияло на оценку волонтеров.
Люди с широкими лицами кажутся победителями
В третьем эксперименте ученые смоделировали реальную ситуацию из жизни. Они предложили волонтерам посмотреть на ряд созданных с помощью компьютера лиц разных людей и сказать, кого бы они выбрали своим финансовым консультантом, а кто из людей на фотографиях с большей вероятностью победит в соревнованиях по тяжелой атлетике (здесь этот пример был выбран как показатель критериев восприятия способностей человека).
Эксперимент показал, что волонтеры чаще выбирали в качестве финансового консультанта человека с более радостным лицом.
Что касается оценки способностей человека (выбор победителя соревнований), то здесь эмоции не играли роли. Однако значение имела ширина лица человека. Волонтеры считали, что мужчины с более широкими лицами скорее окажутся победителями. Предыдущие исследования показывают, что широкое строение лица часто связано с хорошими физическими способностями и большим количеством тестостерона, а мужчины с таким строением обычно более агрессивны. Возможно, такое восприятие компетентности связано с опытом общения с людьми с более широким лицом, которые обычно более агрессивны.
Результаты исследования, таким образом, показывают, что на степень доверия людей можно повлиять. Даже если от природы у вас суровое лицо (например, сдвинутые брови), то, изменив выражение лица, вы можете вызвать больше доверия. Что касается компетентности, то здесь повлиять невозможно. Независимо от выражения лица, люди с широкими лицами воспринимаются как более компетентные, а люди с более узкими лицами кажутся менее способными.