Исследовательский холдинг «Ромир» оценил реакцию потребителей на введение Россией продуктового эмбарго в августе 2014 года. Аналогичные опросы холдинг провел прошлой осенью и в апреле этого года.
57% респондентов заявили, что санкции на них не отразились, так как они не покупали импортных товаров и деликатесов. Еще 35% респондентов заявили, что легко смогли найти замену привычным маркам. Лишь 8% страдают от санкций. 2% пришлось отказаться от ряда товаров, так как они не смогли найти им замену.
71% россиян продолжают одобрять санкции, 21% респондентов выступают резко против санкций. 39% заявили, что полностью поддерживают санкции. Чаще всего поддерживают санкции люди с низкими доходами, а выступают против люди с высокими доходами и жители малых городов.
Продуктов стало меньше
43% респондентов заявили, что ассортимент магазинов существенно изменился после введения санкций. В сентябре 2014 года заметили изменения лишь 21%. 37% респондентов заявили, что исчезли некоторые марки товаров, а 6% пожаловались на исчезновение большинства известных им брендов.
Чаще всего на отсутствие некоторых товаров жалуются жители крупных городов, а также россияне с высокими доходами — здесь доля недовольных 60% и 54%.
В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где Вы обычно делаете покупки? (%)
Потребители недовольны качеством продуктов
52% респондентов полагают, что качество продуктов за последний год не изменилось. Однако 39% уверены, что продукты питания стали менее качественными. Из них 30% заметили, что упало качество лишь некоторых товаров, а 9% полагают, что это произошло со всеми продаваемыми продуктами.
Чаще всего на ухудшение качества товаров жаловались в малых городах. Здесь от этого пострадали 55% респондентов. В «Ромире» полагают, что это связано с тем, что местные производители действительно начали снижать качество, чтобы не допустить роста цен. Также жаловались жители северо-запада России, привыкшие к финским продуктам.