Атлас
Войти  

Также по теме

Курсы: скорочтение

Из текста про то, как животное по имени Домино попало в капкан и благополучно из него выбралось, я запомнил примерно следующее: был — запах мужских рук — капкан — Бентон — установлен — запах — манил — в капкан попал — спина — если бы руки, то все, конец.

  • 3369


Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

Мне всегда казалось, что в скорочтении есть что-то от мастурбации. Очень быстро, а удовольствия мало. И еще это воспринимается как-то скептически. Все равно как выучить китайский язык за семь секунд, избавиться от лишнего веса за два дня с помощью НЛП или научиться тому, чему 11 лет безуспешно учили в школе, за семь занятий.

В общем, на курсы я шел с четким ощущением, что все это большое фуфло и пустая трата времени. Территория художественно-промышленного училища. Грязные обшарпанные стены сменяются на чистые, недавно отремонтированные комнаты, как только открываешь дверь с надписью «Президентская школа».

Публика за дверью сидит самая разная: дети, школьники, взрослые люди и студенты не старше двадцати лет на вид. Итак, я на занятии. Школьный кабинет,шкаф, столы, стулья, доска и полное собрание энциклопедии «Все обо всем». Про себя отмечаю, что последний факт очень вписывается в мои представления о курсах скорочтения: быстро, много, ни о чем.

Начинается занятие — всем раздают книжки, с которыми предстоит работать на протяжении ближайших трех часов. Первая и самая устойчивая ассоциация — книжки с головоломками родом из глубокого детства. Была такая книжка — «Головоломки профессора Головоломки», и там все выглядело примерно так же. Набор цифр, логические комбинации, бессвязный текст, в котором надо найти логику, опять бессмысленные числовые ряды и бесчисленные комбинации.

Упражнение первое. Четыре столбика букв, расположенных не в алфавитном порядке, а вообще в беспорядке. Задача — найти глазами все буквы алфавита по порядку, но двигаться при этом надо только по вертикалям букв, в конце каждого столбика переходя на верхнюю букву следующего. То есть искать буквы по вертикалям, переходя от столбика к столбику по диагонали. Отлично. Ладно. Я все смогу. В конце концов, и не такими вещами я занимался, убивая время. Притом что задача упражнения очевидна — научить человека читать не только по горизонтали, но и по вертикали, — ощущение какого-то глобального подвоха не покидает.

Упражнение второе. Теперь задача усложняется. Есть пять столбиков, в каждом по семь или восемь букв. Необходимо найти все буквы по алфавиту, при этом глаза могут двигаться только по среднему столбику — вверх-вниз. Задача тоже вполне объяснима: это упражнение помогает увидеть за один раз больше текста. Например, при чтении захватывать сразу несколько слов или целую строчку. Глаза уже болят больше, чем при тринадцатичасовом сете игры в Doom или после двух часов вышивания крестиком.

Дальше — больше. Следующее упражнение — на чтение текста. Текст построен в виде пирамиды: наверху в строке не больше трех слов, внизу не менее десяти. Задача — прочитать текст одним из двух способов. Либо «слаломом» — это когда наискосок, читая только те слова, которые попадаются по диагонали, и опуская все остальные. Либо — второй способ — читать вертикально. Здесь также надо читать только те слова, которые может охватить взгляд при движении сверху вниз. Задача при этом — выделить ключевые слова, чтобы все-таки понимать, о чем в тексте идет речь. После прочтения необходимо рассказать соседу справа все, что запомнил из текста, а он должен ответить, что он об этом думает и как все было на самом деле.

Из текста про то, как животное по имени Домино попало в капкан и благополучно из него выбралось, я запомнил примерно следующее: был — запах мужских рук — капкан — Бентон — установлен — запах — манил — в капкан попал — спина — если бы руки, то все, конец. Теоретически понять, о чем же речь, все-таки можно. В этом, по большому счету, и состоит идея скорочтения.

По словам специалистов в этой области, большинство текстов на 75% состоит из «воды», не очень нужной и отяжеляющей информации, с которой можно с радостью расстаться. Задачи у курса две: научить воспринимать большее количество слов за раз и выделять ключевые — составляющие основной информационный посыл текста.

Нет сомнений в том, что после курсов скорочтения можно научиться читать быстро. Очевидно, что в большом количестве текстов, которые по тем или иным причинам попадаются на глаза, можно опустить половину слов, если не больше. Также вряд ли вызывает сомнения тот факт, что умение выхватывать из текста ключевые моменты и выстраивать их в логические цепочки — умение весьма ценное.

Но надо понимать одно. Скорочтение — прикладной инструмент. Его можно использовать, например, в работе с большим объемом документов. Но с помощью скорочтения нельзя получать удовольствие от хорошей художественной литературы. Потому что нельзя получить удовольствие, просматривая «Небо над Берлином» с включенной перемоткой.

ГДЕ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ БЫСТРО

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА

Подсосенский пер., 23, стр. 2, м. «Курская», 234 17 77, 249 99 84, 243 22 13, www.president-business-school.ru.

Курс (7 занятий по 3 астрономических часа, один раз в неделю) — 4600 р.

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Софийская наб., 34д, м. «Третьяковская», 775 03 25, www.hses.ru/courses125.html.

Курс (30 академических часов, один раз в неделю, с учетом 15%-ной скидки) — 4480 р.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter