LifeHacker привел простые правила, помогающие наконец взять под контроль собственные финансы.
Лучше как можно раньше приучить себя формировать бюджет. На первых порах можно обойтись бумагой, ручкой и калькулятором, однако потом этот процесс можно упростить с помощью более удобных инструментов.
Составление бюджета — это понимание того, куда тратятся деньги и планирование расходов. Вам необязательно записывать каждую копейку. Главное — заложить в бюджет самые значимые расходы.
Первый этап
Прежде всего, запишите сумму, которую вы зарабатываете в месяц. Затем составьте список основных расходов. В них войдет оплата ЖКХ или аренды квартиры, деньги на содержание автомобиля и т.д.
Более сложные статьи расходов, например питание, можно будет определить со временем, следя за тем, сколько денег обычно уходит на еду. Для этого придется некоторое время собирать чеки или отслеживать денежные операции на вашем счете в банке.
Второй этап
В течение 1–2 месяцев продолжайте записывать все ваши расходы. В конце каждого месяца проверяйте, сколько денег ушло на ту или иную статью расходов. И конечно, следите за тем, чтобы количество расходов не превышало ваш заработок.
Если же вы тратите больше, чем зарабатываете, просмотрите список расходов и подумайте, на что вы могли бы тратить меньше. В некоторых случаях, придется пожертвовать чем-то серьезным, например, переехать в более дешевый район.
Третий этап
Как только вы научитесь записывать свои расходы, можете начать пользоваться специальной программой, которая сделает это за вас, например Mint или российской версией — Koshelek.org. С помощью этих систем вы сможете отслеживать, сколько денег уходит у вас на разные статьи расходов.
Четвертый этап
Теперь можно перейти к формированию бюджета. Здесь есть несколько подходов. С одной стороны, можно максимально подробно записывать расходы, разделяя их на четкие категории, например «питание», «одежда», развлечения». С другой стороны, можно выделить более общие категории. Так, финансовый эксперт Рамит Сети, автор книги I Will Teach You to Be Rich, предлагает разделить расходы на четыре категории.
Фиксированные расходы (50%-60%)
В эту категорию входят регулярные ежемесячные расходы, которые обычно не меняются. Сюда попадает оплата ЖКХ, телефона, интернета, мобильного, покупка продуктов и другие фиксированные расходы. Сумма некоторых из этих статей расходов может меняться, однако, в целом, она предсказуема. Эти расходы всегда необходимы.
Финансовые вклады (10%)
Когда вам будет удаваться сэкономить деньги, вы сможете делать вклады, которые в будущем принесут вам доход. Сюда же можно включать пенсионные отчисления.
Сбережения (5%-10%)
Сюда входят денежные накопления на краткосрочные и долгосрочные цели. Накопления включают деньги, которые вы откладываете на отпуск, подарки, крупные покупки. Также сюда относятся деньги «на черный день» — ваш резервный фонд.
Свободные траты (20%-35%)
Сюда относятся деньги, которые вы тратите на личные нужды. Это все, что осталось, от предыдущих трех категорий. Оставшуюся сумму вы спокойно можете потратить на развлечения, походы в ресторан, кино и т.д.
Вы можете добавить сюда собственные категории в зависимости от вашей ситуации. Главное помнить, что чем больше вы сэкономите, тем больше у вас будет возможностей в будущем.