Эдуард Беляев
Премьера собственной оперы в Большом такое, должно быть, висконтиевское чувство: съедутся горностаи, диадемы, соболя!
Чего они к вам так прицепились? Я слышал, что депутат, который требовал снять Сорокина с постановки в Большом, либретто не читал.
И все?
Ну еще «паскуда». Но,
У вас действуют клоны композиторов: не избежали соблазна стилизовать их арии?
Смотря что понимать под стилизацией. Есть масса разнообразных приемов, чтобы обозначить стиль того или иного композитора. Все зависело только от моей прихоти. Но пародии там нет абсолютно это не из ведомства Регины Дубовицкой. Это как бы высокое искусство.
Регина моя любимая женщина на телевидении.
Ну да, ну да. Но «Дети Розенталя» не из общедоступного искусства.
А что, собственно, плохого в пародии? Конан Дойл писал пародии на Диккенса.
Слово «пародия» имеет отчетливо негативный оттенок, хотя так было не всегда. Во времена Баха словом «пародия» называлось прямое цитирование, в том числе автоцитирование. В какой-нибудь музыковедческой книжке можно прочесть, что у Баха были пародии: допустим, он написал концерт, а потом дословно повторил эту музыку в другом сочинении. В этом не было никакого смеха, это был технический прием.
Этот технический прием называется ушлость. Бах же писал за деньги. А у вас с Большим был контракт?
Я не мог позволить себе начать писать оперу без контракта это просто нелепо.
Долго пишется опера?
Я быстро написал.
Вот-вот, давайте поподробнее.
Я понял, вам интересно про деньги?
Да, давайте про деньги.
А мне вот не очень, потому что
Они там помесячно платят или сразу?
По этапам. Вот я заканчиваю так называемый клавир это как графический эскиз, опера, изложенная для голосов и фортепиано, получаю четверть. Потом партитура для всех-всех инструментов. Выплачивается еще одна сумма. И так далее. Не волнуйтесь, театр рассчитался со мной.
Это хорошо честный театр!
Театр честный и дико прозрачный, все в рублях. С этой стороны Госдума ни в коем случае не может иметь претензий.
Как интересно! Одно дело узнавать, на что жили Моцарт и Верди, по клочкам, из воспоминаний их современников, а другое из первых рук.
В основном я зарабатываю в кинематографе. У меня относительно высокие гонорары в кино. Еще я сотрудничаю со скрипачом Гидоном Кремером. Сделал ему множество транскрипций музыки Астора Пьяццоллы, некоторые из них довольно выдающиеся. Я написал для него несколько собственных сочинений, и они тоже были написаны под заказ. Одно сочинение заказал банк Credit Suisse, а другое частная особа: богатая дама, большая поклонница Гидона. Последнее время все пишется по заказу, но не потому, что «Я пишу только по заказу!», а потому, что я работаю так медленно, что у меня нет возможности писать бесплатно. Как сказал Стравинский, «композитор пишет не для денег, но он нуждается в них так же, как и остальные люди». Это когда его упрекали в том, что он много берет. Я к тому же и не много беру. Другой замечательный человек Тим Рот сказал: «Я так много снимаюсь, потому что я дешевка». А артистка Барбра Стрейзанд почти не снимается. Потому что никто не может заплатить ей тех гонораров, которых она якобы стоит.
Интересно мнение композитора, востребованного Большим, о современной музыке.
Неиссякаемым источником вдохновения для меня является та музыка, которую слышу по телевизору, в маршрутных такси и у частных извозчиков.
И кто за последнее время особо отличился?
А они отличаются только по именам. Это же, в сущности, софт-порно. Вот вы смотрите порновидео, да? Вы выделяете
А я вообще не понимаю: вот кому это надо софт-порно?
Тут я с вами соглашусь. Ни то ни се среднее между симфонией и рэпом.