Атлас
Войти  

Также по теме

Лень типичная


  • 1284

Самый распространенный тип жалоб, которые приходится выслушивать от родителей школьников, касается чудовищной лени их отпрысков. Однако, пытаясь разобраться, можно обнаружить несколько совершенно разных причин, по которым ребенок не уделяет учебе столько времени, сколько хотелось бы взрослым.

Часто при внимательном выяснении оказывается, что речь идет всего лишь о завышенных требованиях со стороны семьи и школы. Формально взрослые правы: ребенок не достигает в школе тех высот, которых мог бы достичь, если бы при отпущенных ему способностях занимался учебой больше. Однако все не так просто. Если у ребенка есть увлечения, которые интересны ему гораздо больше, то на уроки он тратит ровно столько времени, сколько необходимо для среднего уровня. Остальное время уходит на по-настоящему важные для него вещи. В этом случае я советую родителям не изводить себя и порадоваться за чадо: о лени тут речь не идет, а выбирать дело жизни самостоятельно ребенок имеет такое же право, как и любой взрослый.

Другая причина так называемой лени – снижение учебно-познавательной мотивации. Иными словами, ребенок не понимает, зачем ему учиться, как учеба связана с его реальной жизнью, и, наконец, ему это просто неинтересно. Тут обвинять детей тоже нет резона: в первый класс почти все идут с большой радостью, которая быстро сменяется смертельной скукой. И виноваты в этом только взрослые, не сумевшие превратить учебный процесс в увлекательный и добровольный. Помочь ребенку в этом случае можно или поиском более соответствующей его интересам школы, или дополнительными занятиями дома, во время которых родители должны найти для него что-то привлекательное в учебе.

Самая же характерная картина лени – у детей ослабленных и астенизированных: они подолгу лежат в кровати, могут часами не делать вообще ничего. А совершив хоть небольшое усилие, например вынеся мусор, говорят об усталостиѕ Тут важно понять, что у ребенка действительно нет сил ни на что, а размышления о собственной лени и никчемности съедают последние ресурсы. В этом случае прежде всего надо разбираться со здоровьем малыша и помогать ему, а не ругать почем зря.

Еще причина – неуверенность ребенка в себе. Он бы и рад что-нибудь полезное сделать, но так боится, что все получится неправильно, что или не берется за дело совсем, или делает его чудовищно медленно, добиваясь идеального результата на каждом промежуточном этапе. Здесь уместно вспомнить поговорку «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» и постараться внушить малышу, что любое дело, выполненное им, достойно уважения.

Говоря о лени, не стоит забывать и то, как важна, особенно в младших классах, личность учителя. Если отношения не сложились, то ребенку может быть тяжело и неприятно заниматься всем, что связано со школой. В этом случае хорошо бы родителям самим подумать, что можно сделать для улучшения ситуации.

И наконец, причина последняя – собственно лень. Ребенок делает только то, что ему приятно и не требует усилий. Как ни странно, в жизни эта причина самая редкая и встречается только у крайне избалованных детей. Тут родителям действительно стоит серьезно пересмотреть отношение к своему чаду.

На практике же обычно приходится сталкиваться с несколькими причинами одновременно. Например, недавно я познакомилась с очаровательной девочкой, мама которой жаловалась именно на ее невыносимую лень. Девочка была твердой четверочницей, но легко могла бы стать отличницей при минимальном интересе к урокам. Выяснилось, что все свободное время она проводит в кружке, где шьет потрясающие мягкие игрушки, и вообще изумительно шьет, вяжет и делает все руками. Так же выяснилось, что отношения с руководительницей кружка у нее теплые, а с учительницей – напряженные: та считает ее дурочкой, которую волнуют только меховые кошечки. В итоге мама перевела девочку в художественную школу, где она теперь еще рисует и лепит, да и отметки стали лучше. Но главное – впервые за три года ребенок начал ходить в школу не с тоской, а с радостью.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter