Меньше всего в субботу утром хочется стоять в очереди. Тем не менее очереди по субботам собираются в самых разных концах Москвы например, у входа в «Останкино», где толкутся желающие посидеть зрителем на съемках какого-нибудь ток-шоу, у остановки с бесплатными маршрутками в IKEA или у касс гипермаркета «Ашан». Самая же странная очередь каждую субботу возникает рядом с автобусной остановкой у деревни Новосьяново Домодедовского района. Она подлиннее остальных будет: бывает, в очереди набирается человек сто. И двигается она довольно медленно часа по два люди ждут. Очень странная эта очередь: бетонный козырек остановки стоит в чистом поле, и видно, что никаких автобусов здесь отродясь не ходило.
Все ожидающие в непромокаемых комбинезонах, со спальниками в руках и рюкзаками на спине. Если бы не шахтерские фонарики на лбах, можно было бы подумать, что эти люди стоят за билетами в Крым в разгар сезона. Тут студенческие компании по
В среду вечером очередей у новосьяновской остановки нет: они собираются только по выходным. Надеваю каску, нацепляю фонарик и спускаюсь в дыру. Спускаюсь медленно и неуклюже, не доверяя скользким камням, за которые приходится цепляться. Спустившись, приходится ползти по довольно узкой расщелине, в грязной жиже, по битому стеклу. Иначе в этот мир не попасть. Метров 15 карабкаюсь в узком пространстве, проползая под недружелюбным камнем, готовым меня расплющить. Потом оказываюсь в
Здесь свои правила общежития. На металлической табличке написано: «1. Запишитесь в журнале кратко, разборчиво, цензурно. 2. Имейте при себе не менее двух источников света. 3. Сначала научитесь ходить сами, а потом водите других». Продолжение следует на табличке, висящей чуть подальше: «4. Делайте полезное для системы уважайте труд других людей. 5. Ведите себя вежливо и корректно, не надо светить в глаза незнакомым людям и требовать водку. 6. Уважайте старших». На одном из камней разбросаны листы бумаги это и есть журнал, где люди должны записывать информацию о том, когда они зашли и вышли из каменоломен. Так можно узнать, есть ли там еще кто-нибудь. Понять по этим мокрым листочкам можно немного:
Со мной проводник. Его порекомендовали как главного сталкера в этой интерзоне. Сталкера зовут Юра. Под землей, правда, выясняется, что последний раз в пещерах он был 8 лет назад. С нами его приятель Рома, бывший здесь однажды 5 лет назад. У Ромы карта, распечатанная из интернета и обновлявшаяся в последний раз 7 лет назад. Но это лучше, чем ничего. Пройдя всего пару поворотов, понимаю, что ни за что не найду дороги назад. На каждом перекрестке 5 или 6 возможных вариантов продолжения пути. Хочется делать какие-нибудь знаки помадой на камне, чтобы не чувствовать себя совсем беспомощной, но помада осталась дома. О том, что в фонарике может сесть батарейка, лучше не думать. И еще очень не хочется встретить тут крыс. Мой фонарик, шарящий по полу, натыкается на солидное черное препятствие. Подойдя поближе, понимаю, что это не крыса, а человек и он просто крепко спит.
Вроде бы чуть больше часа под землей, а сознание, видимо, от недостатка кислорода уже стало
От сильнейшей влажности одежду можно выжимать, вилки ржавеют на глазах, спички расслаиваются. Влажность проступает на всех предметах, от нее першит в горле. Сколько мы тут времени понять невозможно. Ни у кого из нас нет часов, а выключенные мобильные телефоны на дне непромокаемого мешка Юры. Мне кажется, что прошло часа полтора, проводник утверждает, что минут пятнадцать. Тут всегда так: кажется, прошел час, а прошло пять. Невозможно определить время, ведь всегда одинаково темно. И от этого за паникой приходит покой здесь не надо никуда торопиться. Я прошу Юру сбавить темп. Понимаю, что может получиться так, что даже к утру мы отсюда не выберемся и я никуда не успею. Но здесь и сейчас это кажется совсем не важным. В теле появляется странная аморфность, на лице довольная улыбка, а мысль только одна: «Я
Никакой достоверной информации про Сьяны нет. Принято считать, что известняк в этих местах стали добывать еще в XIV веке для строительства белокаменной Москвы. Есть и другая точка зрения: говорят, появились каменоломни в начале XX века и якобы здесь проводились разработки для московского метро. Во время обороны Москвы тут был то ли партизанский штаб (доказательством этому является врезанная в камень большая железная дверь в центральном штреке), то ли военный госпиталь, то ли бомбоубежище. В каменоломнях вроде бы много лет от правосудия скрывался опасный преступник и, может, до сих пор скрывается. В
Сквозь путаницу подземных коридоров, по непроходимым, казалось бы, галереям, просачиваясь в
От свечей в гроте образуется дымовая завеса. Поэтому когда в проеме вырисовывается
Мы просим Владимира проводить нас к местной достопримечательности под названием Аристарх, которую уже час найти не можем. Он ведет нас за собой и ориентируется без карты. Я же рассматриваю карту: она, пожалуй, интереснее, чем подземелье. Карта похожа на запутанную cхему пещер Морийского царства. Вот только названия у гротов и штреков совсем не толкиеновские. «Названия идут годов с
Владимир подтверждает мое предположение о том, что мы довольно долго ходили кругами. Оказывается, все главные штреки в каменоломне закольцованы, потому что лошади с телегами, груженными известняком, не могли развернуться в этих узких проходах, вот и ходили кругами. Поэтому, как и в любом порядочном лабиринте, здесь можно пользоваться правилом правой или левой руки, то есть идти только налево или всегда направо. Но правило не всегда работает, потому что некоторые ходы в Сьянах так засыпаны, что их не видно. Вообще штреки в каменоломнях изначально были высотой 4 метра, но земля оседает, частенько случаются обвалы, поэтому и приходится тут то ползти, то идти согнувшись в три погибели. Дальние части каменоломен прозвали «штреками смерти» там обвалы происходят чуть ли не каждый день. Над головой в этих штреках висят большие квадратные камни, «чемоданчики» или «телевизоры», и держатся непонятно на чем. Раз чихнешь они падают. Так как земля оседает, существует опасение, что деревня Новосьяново рано или поздно сползет в каменоломню. Говорят, что администрация Домодедовского района периодически принимает решение засыпать все 27 км Сьян. Они начинают считать, во сколько это обойдется, и понимают, что дешевле будет пустить деревню под экскаватор и построить ее в другом месте.
Аристарх оказывается вовсе не человеческим скелетом, которым меня пугали, а чучелом, одетым в фашистскую форму и набитым папье-маше. Владимир говорит, что Аристарх хозяин системы, ему надо оставлять сигареты и мелкие деньги. «Ну чего, перекурим?» Юра сослепу бьется головой о выступающий камень и садится передохнуть. Юра из тех, кто в середине
Когда никто не говорит и не двигается, тишина такая, что закладывает уши. Мы выключаем фонари. В кромешной тьме Владимир рассказывает сьяновские легенды. Хранитель Белый это
От этих пионерлагерных историй становится очень уютно. Над землей, даже в самом тихом месте, не бывает такой абсолютной тишины. И темнота тут совсем другая, настоящая. Я открываю и закрываю глаза и понимаю, что разницы никакой.
«Однажды по пьяной лавочке я тут прыгнул, ударился головой о камень, разбил фонарь и потерял сознание, рассказывает Владимир. Когда пришел в себя, попытался
Я совсем забыла про крыс их я боялась больше всего. Я включаю фонарь, но Владимир меня огорчает: «У крыс, их в последнее время стало много, есть глаза. В принципе, они ими не видят, но световые волны доставляют им неприятные ощущения, и они могут броситься. Поэтому фонарик тут не спасет. Но это не больно. Я однажды спал, и крыса забралась мне на голову. Я подумал, что это рука соседа, и отбросил ее. Крыса со свистом улетела».
Раньше никаких крыс здесь не было. Раньше здесь все жили душа в душу, вместе следили за порядком в пещере, если мусорили, то тут же за собой убирали. В 1998 году некто Kostya Kosov выложил в интернете карту Сьян, за что был проклят спелеологами. С тех пор его след тут простыл. Но с тех пор под землей набирается одновременно до 300 человек, а к лазу в каменоломни выстраивается очередь. Внутри пещер горы мусора, которым питаются крысы. Спустившись внутрь, люди не идут прогулочным шагом, восхищаясь подземным миром, а несутся, как на конечной остановке автобуса, распихивая друг друга, чтобы занять места. Бегут, чтобы застолбить за собой свободный грот: тут надо спешить, а то можно остаться с носом, и ночевать придется поперек штрека. И только самые главные старожилы никуда не бегут: за ними, как за инвалидами в автобусах, закреплены свои уголки. Если они обнаружат там незнакомцев, то могут их попросить.
В очереди бок о бок стоят люди из двух ненавидящих друг друга лагерей любители пещер спелеологи, в народе спелеалики, которые приходят сюда побродить по лабиринту, потеряться и найтись, откопать новые штреки и гроты, ну и выпить немного пива, и алкоспелеалики, которые добредают до ближайшего грота, садятся и пьют до тех пор, пока на месте не уснут. На каждом перекрестке впотьмах выпивают человек по двадцать. Говорят, что это несильно отличается от сборищ на Манежной площади. Люди приходят в катакомбы, чтобы сменить обстановку, но настойчиво тащат ее за собой. Отмечают тут дни рождения и Новый год: собираются большими компаниями, протаскивают елку и вешают ее вверх ногами (считается, что подземный мир зеркальное отражение надземного), режут салатики, разливают шампанское, гуляют свадьбы, даже устраивают корпоративные вечеринки. «Однажды приехала целая контора, рассказывает Владимир, люди, которые в обычной жизни ходят в пиджаках и галстуках, человек 30». Я начинаю возвращаться с небес на землю. Цивилизация в худших ее проявлениях доползла и до этого подземелья. Зачем спускаться под землю, чтобы на каждом перекрестке сталкиваться с людьми? Проще пойти в парк погулять: там спокойнее и воздух посвежее.
Тут Владимир нас тихо так бросил, растворился
Под Москвой есть еще 18 каменоломен. У каждой свои старожилы, которые хранят карты пещер в строгом секрете. Говорят, в тех местах тишина и покой может, там и стоит искать рай. А вообще любой спуск под землю это репетиция попадания в ад. И если Сьяны хоть чуть-чуть на ад похожи, то не так уж там и плохо. Тепло, темно и крысы не кусают.
Фотографии: Ирина Ржевская