Надя Косян
«Как сказал мой преподаватель, стать режиссером очень просто: напечатал на своей визитке «Режиссер» — и вперед, снимай, — мой собеседник, не так давно закончивший Высшие режиссерские курсы, рассказывает, как все начиналось. — Мы пришли невероятно амбициозные, уверенные в себе. Все были убеждены, что могут хоть прямо сейчас снять суперкино, только дайте денег и аппаратуру. К счастью, это прошло после монтажа первого же этюда».
На Высших режиссерских курсах все серьезно. Это не выпиливание лобзиком по вечерам и не лепка глиняных горшков, это полноценное образование — второе высшее, очное отделение, — после которого прямой путь в кино, на телевидение или куда повезет.
Средний возраст слушателей курсов — около тридцати лет, все пришли уже с первым высшим образованием, около трети — с профильным, имеющим то или иное отношение к кино или телевидению. Сюда приходят серьезно учиться, чтобы после этого снимать кино. Случайных людей на курсах практически не бывает: конкурс в некоторые мастерские в этом году ожидается по 15 человек на место, а стоимость обучения (более 10000 долларов) не предполагает появления скучающих барышень и любопытных студентов.
Занятия на курсах проходят шесть раз в неделю, с утра и до 16.00-17.00. По форме это и похоже на обычный институт, и нет. Времени занимает столько же, но занятия проводятся не традиционными парами, а мастерскими. В один день на курсах проходят занятия по истории кино — группа из пятнадцати человек отсматривает и обсуждает старые фильмы, изучая почерк знаменитых режиссеров и операторов. В другой проводятся занятия по монтажу, чтобы студенты знали не только извечное выражение Федора Бондарчука «клиповый монтаж».
Высшие режиссерские курсы были организованы в 60-е годы, когда кино стало
За время обучения слушатели должны снять несколько этюдов. Актеров они подбирают либо здесь же, на курсах, либо в театральных вузах. Еще одна работа — десятиминутный спектакль, который необходимо поставить на местной сцене. Пользу от этого, казалось бы, абсолютно театрального задания можно увидеть, если посмотреть сначала спектакль, а потом фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, где отчетливо виден удачный опыт перенесения театральной истории на пленку.
На самих занятиях слушатели учатся полному циклу производства кино — от организации съемок до монтажа. Особой популярностью пользуются занятия по монтажу у Владимира Фенченко: у него существует собственная, довольно стройная теория, и студенты учатся не техническим деталям (хотя и им тоже), а прежде всего пониманию сути монтажа.
Заканчивается все дипломным фильмом, который может быть снят как на видео, так и на кинопленку — в зависимости от возможностей слушателей. Во ВГИКе — и в этом состоит один из его главных плюсов — пленку и аппаратуру для своих студентов предоставляет институт, на Высших режиссерских курсах же деньги на дипломные работы слушатели ищут сами.
«Можно снять фильм и за 500 долларов, и за 50000, — говорит Андрей, бывший слушатель мастерской Хотиненко. — Но на хорошую работу придется потратить от 10000 до 30000 долларов». Для многих выходом становятся студенческие фестивали, а также фестивали короткометражных фильмов, где призами являются деньги или пленка. Нередко помогают спонсоры. В Москве существует целый ряд фестивалей для начинающих режиссеров: «Святая Анна», вгиковские «Шорты», «Немая любовь». К тому же существует возможность ездить на западные фестивали. Но курсы в этом официально не помогают, помогают лишь найти нужных людей. Некоторые слушатели курсов жалуются, что в отношении фестивалей на курсах довольно странная политика: есть любимчики, которых вне зависимости от таланта пихают везде, а другие вынуждены сами договариваться.
«В этом смысле мы довольно сильно отличаемся от Запада, — говорит Андрей. — Я был в Америке, там у тебя сразу появляется агент. Моментально. Я, правда, приезжал туда пробоваться как актер. Там звонишь, к примеру, агенту и говоришь что-то, а он отвечает: «Почему у тебя такой отвратительный акцент и имя такое странное? Ты бы лучше выучил в совершенстве английский, прежде чем заниматься кино». При этом Митта, проводивший у нас мастер-классы, рассказывает, что когда он набирает группу слушателей в Германии, там все уже четко понимают, где будут работать после занятий. У нас же человек заканчивает курсы и думает, где бы взять денег на фильм».
Курсы действительно не дают прямого билета в кино и не обещают трудоустройства, но предоставляют все необходимые для этого инструменты, в том числе и полезные знакомства. Занятия не заканчиваются в группах: работы обсуждают между собой, у друзей. Обсуждение вообще очень важно. После каждого снятого этюда мастер, режиссер и слушатели проводят самый что ни на есть детальный разбор картины — где урезать, где удлинить, а где снято не так. Причем сначала высказывается весь курс, а потом уже мастер. Курсы — это еще и последняя возможность посмотреть на живых классиков русского кино — не по телевизору, в грызне за здание Дома кино, а в работе. То есть в той области, что так сильно отличает их от современных режиссеров, которым как раз наиболее близки понятия «клиповый монтаж» и «динамичная картинка».