Атлас
Войти  

Также по теме

Кузница кадров

Где и как учиться снимать кино

  • 2557


Надя Косян

«Как сказал мой преподаватель, стать режиссером очень просто: напечатал на своей визитке «Режиссер» — и вперед, снимай, — мой собеседник, не так давно закончивший Высшие режиссерские курсы, рассказывает, как все начиналось. — Мы пришли невероятно амбициозные, уверенные в себе. Все были убеждены, что могут хоть прямо сейчас снять суперкино, только дайте денег и аппаратуру. К счастью, это прошло после монтажа первого же этюда».

На Высших режиссерских курсах все серьезно. Это не выпиливание лобзиком по вечерам и не лепка глиняных горшков, это полноценное образование — второе высшее, очное отделение, — после которого прямой путь в кино, на телевидение или куда повезет.

Средний возраст слушателей курсов — около тридцати лет, все пришли уже с первым высшим образованием, около трети — с профильным, имеющим то или иное отношение к кино или телевидению. Сюда приходят серьезно учиться, чтобы после этого снимать кино. Случайных людей на курсах практически не бывает: конкурс в некоторые мастерские в этом году ожидается по 15 человек на место, а стоимость обучения (более 10000 долларов) не предполагает появления скучающих барышень и любопытных студентов.

Занятия на курсах проходят шесть раз в неделю, с утра и до 16.00-17.00. По форме это и похоже на обычный институт, и нет. Времени занимает столько же, но занятия проводятся не традиционными парами, а мастерскими. В один день на курсах проходят занятия по истории кино — группа из пятнадцати человек отсматривает и обсуждает старые фильмы, изучая почерк знаменитых режиссеров и операторов. В другой проводятся занятия по монтажу, чтобы студенты знали не только извечное выражение Федора Бондарчука «клиповый монтаж».

Высшие режиссерские курсы были организованы в 60-е годы, когда кино стало по-настоящему массовым явлением и выпускников ВГИКа и других учебных заведений стало попросту не хватать. Больше половины из ныне активно работающих режиссеров прошли именно через эти курсы, а список преподавателей, бывших и настоящих, займет пару страниц. В различное время на курсах преподавали Ролан Быков, Никита Михалков, Андрей Тарковский, Евгений Евстигнеев, мастер-классы вели специально приглашенные знаменитости — Кшиштоф Занусси, Иштван Сабо. Да и сейчас в одной из мастерских преподает Владимир Хотиненко. Правда, к нему попасть труднее всего. Недавний фильм «Питер FM» был дипломной работой одной из слушательниц.

За время обучения слушатели должны снять несколько этюдов. Актеров они подбирают либо здесь же, на курсах, либо в театральных вузах. Еще одна работа — десятиминутный спектакль, который необходимо поставить на местной сцене. Пользу от этого, казалось бы, абсолютно театрального задания можно увидеть, если посмотреть сначала спектакль, а потом фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, где отчетливо виден удачный опыт перенесения театральной истории на пленку.

На самих занятиях слушатели учатся полному циклу производства кино — от организации съемок до монтажа. Особой популярностью пользуются занятия по монтажу у Владимира Фенченко: у него существует собственная, довольно стройная теория, и студенты учатся не техническим деталям (хотя и им тоже), а прежде всего пониманию сути монтажа.

Заканчивается все дипломным фильмом, который может быть снят как на видео, так и на кинопленку — в зависимости от возможностей слушателей. Во ВГИКе — и в этом состоит один из его главных плюсов — пленку и аппаратуру для своих студентов предоставляет институт, на Высших режиссерских курсах же деньги на дипломные работы слушатели ищут сами.

«Можно снять фильм и за 500 долларов, и за 50000, — говорит Андрей, бывший слушатель мастерской Хотиненко. — Но на хорошую работу придется потратить от 10000 до 30000 долларов». Для многих выходом становятся студенческие фестивали, а также фестивали короткометражных фильмов, где призами являются деньги или пленка. Нередко помогают спонсоры. В Москве существует целый ряд фестивалей для начинающих режиссеров: «Святая Анна», вгиковские «Шорты», «Немая любовь». К тому же существует возможность ездить на западные фестивали. Но курсы в этом официально не помогают, помогают лишь найти нужных людей. Некоторые слушатели курсов жалуются, что в отношении фестивалей на курсах довольно странная политика: есть любимчики, которых вне зависимости от таланта пихают везде, а другие вынуждены сами договариваться.

«В этом смысле мы довольно сильно отличаемся от Запада, — говорит Андрей. — Я был в Америке, там у тебя сразу появляется агент. Моментально. Я, правда, приезжал туда пробоваться как актер. Там звонишь, к примеру, агенту и говоришь что-то, а он отвечает: «Почему у тебя такой отвратительный акцент и имя такое странное? Ты бы лучше выучил в совершенстве английский, прежде чем заниматься кино». При этом Митта, проводивший у нас мастер-классы, рассказывает, что когда он набирает группу слушателей в Германии, там все уже четко понимают, где будут работать после занятий. У нас же человек заканчивает курсы и думает, где бы взять денег на фильм».

Курсы действительно не дают прямого билета в кино и не обещают трудоустройства, но предоставляют все необходимые для этого инструменты, в том числе и полезные знакомства. Занятия не заканчиваются в группах: работы обсуждают между собой, у друзей. Обсуждение вообще очень важно. После каждого снятого этюда мастер, режиссер и слушатели проводят самый что ни на есть детальный разбор картины — где урезать, где удлинить, а где снято не так. Причем сначала высказывается весь курс, а потом уже мастер. Курсы — это еще и последняя возможность посмотреть на живых классиков русского кино — не по телевизору, в грызне за здание Дома кино, а в работе. То есть в той области, что так сильно отличает их от современных режиссеров, которым как раз наиболее близки понятия «клиповый монтаж» и «динамичная картинка».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter