Иллюстрация: Тимофей Яржомбек, KunstGroup Pictures
Вот уже неделю я рисую буквы. Прихожу домой, вырываю листок из школьной тетрадки в клеточку и начинаю выводить на нем разные буквы. Толстые, тонкие, с засечками, под наклоном, а то и вовсе готические. Готика кажется мне занятней всего: как ни странно, начинать изучение каллиграфии лучше именно с нее. Посмотреть со стороны будто это и не осмысленный текст вовсе, а декоративный узор. Не то что нарисовать, прочесть удается с трудом. Но приглядишься, и окажется, что каждая буква состоит из одних и тех же брусочков вроде конструктора Lego, знай себе складывай, как пазл. Стоит научиться рисовать две-три строчные, освоить правильный изгиб у прописных и дальше за рукой уже не угнаться. Дэн Браун на этой особенности готического шрифта выстроил целый всемирный заговор. В романе «Ангелы и демоны» тайный орден иллюминатов мучает человечество посредством написанных готикой слов, которые одинаково читаются и вверх ногами, и в зеркальном изображении.
Брауновская шарада и толкнула меня на путь чистописания. В городе ежеминутных стрессов, когда ты все время бежишь и всегда не успеваешь, даже если при этом не выходишь из офиса, очень хочется стать ненадолго аутистом или впасть в кататонию. Каллиграфия идеальный способ краткосрочного и обратимого помешательства. Как от всякого настоящего хобби, от каллиграфии сомнительная практическая польза, и она не требует усилий больших, чем ты готов приложить. Есть, правда, еще одна черта: засасывает.
Я срезался на кириллице. Поигравшись с латинскими красивостями, захотел изобразить чего-нибудь этакое на родном языке. В голову пришли только фамилия, начинавшаяся с буквы Д, и красивое имя, в начале которого стояла Л. И та и другая буквы наотрез отказывались рисоваться и категорически не соглашались пристраиваться к другим. Пришлось искать совета у людей более сведущих.
Дизайнер Илья Рудерман разделил мое недовольство этими буквами, рассказал о других дефектах кириллицы и сообщил, что нужно сильно постараться, чтобы слово с буквами Ц, Э или Я не разваливалось на куски, а буква Ж и вовсе будто нарочно придумана в наказание.
Чтобы узнать про каллиграфию больше, я отправился в Британскую высшую школу дизайна, где два голландца, в дизайнерских кругах исключительно известных, проводили мастер-классы по каллиграфии для студентов-художников. Революционеры, как их называют, в области типографики Бас Якобс и Аким Хельмлинг гастролируют по миру, устраивая смешные воркшопы. В нескучной форме они объясняют принципы устройства шрифтов и подталкивают фантазию слушателей в полезном направлении. На одном из семинаров они показывали связь между словом и объектом, который оно обозначает. Ученикам предложили придумать слово, которое бы раскрывало их альтер-эго. Для слова нужно было создать подходящее начертание, а затем привязать его к какому-нибудь объекту все вместе должно как можно точнее отражать второе «я» ученика. Один из слушателей самоосознался как Крепкие Зубы. В его видеоролике, снятом по итогам семинара, повернутые на 90 градусов створки лифта с нанесенным на них грозным именем в убыстренном темпе прикусывают конечности забирающимся внутрь гражданам. По всему выходит, что каллиграфия не обязательно тихий дзен с отрешенностью от внешней среды: при желании она может быть довольно шумным и звонким развлечением. Да и увлеченные ею люди никак не похожи на мизантропов в футлярах.
Что побуждает их связываться с буквами? «Каллиграфия очень близка живописи, при всей утилитарности шрифт произведение искусства», говорит Евгений Добровинский, академик Академии графического дизайна. Ученики называют его одним словом гуру. Добровинский организует курсы каллиграфии, куда стремятся попасть многие, но принимает он в группу за один раз не больше
Один из претендентов на обучение в новом сезоне
ГДЕ НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО ПИСАТЬ
О регулярных занятиях каллиграфией информации нет. Преподаватели организуют курсы для студентов профильных вузов, куда можно попробовать проникнуть и неспециалисту. Информацию следует искать на соответствующих факультетах или в интернет-сообществах: www.livejournal.com/community/ru_calligraphy; www.callig.ru.
ВЫСШАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Ближайший выездной семинар «Каллиграфия у камина» проводится в Севастополе
КУРСЫ НА ОТДЕЛЕНИИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ШКОЛА СВОБОДНОЙ КАЛЛИГРАФИИ ЕВГЕНИЯ ДОБРОВИНСКОГО
Занятия начинаются по мере комплектации группы. Еженедельно по субботам, базовый курс 10 занятий, стоимость 1 занятия $50.