Марат Гельман, галерист, арт-менеджер, политтехнолог |
«Позволю себе усомниться, что Мавроди сам организовал акцию с кубами. Я думаю, его попросили об этом. Не удивлюсь, если теперь Новодворская призовет вообще не ходить на московские выборы.
В штабе власти сложились три лагеря. Первые призывали действовать красиво, без перегибов. Второй лагерь считает: все, что законно, то и приемлемо, и у власти есть свое преимущество, которым грех не воспользоваться. Третьи полагали, что Навального надо снимать с выборов, а то вдруг Собянин, не дай бог, поскользнется, оступится.
Вначале выигрывал первый лагерь, но он продержался недолго. Теперь тон задает второй, который и организует массированный набор странных акций. Эти люди ведут себя так, будто после не нужна никакая репутация. И я думаю, что МММ из этой группы.
Сейчас у каждого из соперников Навального есть своя роль. Митрохин (кандидат от «Яблока» – прим. БГ) стал классическим спойлером, ему велели вести себя прилично, отбивать голоса и переводить сюжет этих выборов из «болотного» русла в режим хозяйственных споров: неправильная застройка, пробки. У Левичева (председатель «Справедливой России» – прим. БГ) роль чисто техническая, он должен делать те юридические вещи, которые неудобно выполнить от имени Собянина. У Дегтярева из ЛДПР задача комплексная: он должен показать, что соперники власти выглядят клоунами, и озвучивать те вещи, которые власти назвать неудобно.
Иван Мельников (член КПРФ) действительно нужен был власти для легитимизации выборов, и его уговаривали участвовать в кампании. Но теперь он стал опасен. Шансы одного Навального на второй тур невелики, но вместе с Мельниковым (если его кампания пройдет успешно) появится небольшая вероятность второго тура. Говорить о шансах такого поворота событий проблематично, но если власть допустит новые ошибки – а такая вероятность есть – можно будет пересчитать возможность второго тура».