Во-вторых, это переводчик Виктор Петрович Голышев. Мы познакомились, когда он редактировал сборник, в который попали и мои переводы. Он их сильно критиковал, но когда я всматривался в его правку, то видел, что он подробнейшим образом пишет, чем плохо, почему не годится, но никогда не предлагает своего варианта. Он не жалел ни времени, ни чернил, чтобы расписать, почему то или иное мое слово неточное, но при этом очень твердо и четко проводил границу, где моя ответственность, а где его и где его право, а где мое. И ни разу он не заходил на мою территорию. Вот такая абсолютная деликатность.
А потом я увидел, что точно так же он никого постороннего не пускает на свою территорию — тоже с абсолютной, но уже строгостью. И (хотя это не объяснишь в двух словах) точно так же соблюдает разграничение между собой и переводимым автором. Вот это знание границ и их неукоснительное соблюдение — притом что вокруг все друг к другу на территорию то вторгаются, то заползают или вообще не знают, где чья территория, — поразило меня тогда, в самом начале нашего знакомства, и продолжает поражать до сих пор».
Игорь Гурович, дизайнер:
«Я вернулся из армии без четкого понимания, чем буду заниматься. Знал только, что очень хочу делать плакаты. Кроме того, мне хотелось где-то жить, а денег совершенно не было. Знакомые предложили вариант: я мог бы делать что-нибудь для театра, а мне за это разрешали бы там жить. Так я познакомился с Борей Рабеем, главным режиссером театральной студии «Мастерская». Он старше меня на 13 лет, такой взрослый товарищ.
И он говорил мне разные важные вещи, которые не мог сказать никто другой. Борька — остроумнейший, прекрасный рассказчик. После его рассказов я перечитал Чехова — Чехов похуже будет. Боря делал это смешнее и короче, укладывая суть буквально в четыре предложения. Есть такие светлые люди, светлости которых не могут помешать никакие жизненные невзгоды. Я видел разное: у Бори, как и у всех, бывали тяжелые времена, но он всегда оставался легким, веселым и светлым.
Учился я в Строгановке, и это хорошая школа, но она не учила быть свободным. Этому научила как раз жизнь в театре. Боря внимательно относился к тому, что делал 20-летний недовыпускник Строгановского училища, и позволял мне делать очень многое. Это важный навык.
У Палыча очень много разных афоризмов. Например, когда я был совсем юный и выпивал вместе со взрослыми мужчинами — актерами, режиссерами, которые были старше меня лет на 10, он говорил: «Когда пьешь водку, морщиться нельзя, иначе больше не нальют». Это вообще важное жизненное правило: если жизнь тебе что-то предложила, а ты поморщился, то все, больше она тебе уже этого не предложит. Это история не только про водку, но и про смирение, про приятие. Мы дружим до сих пор.
Еще один щедрый человек в моей жизни — прекрасный французский дизайнер Ален Ле Кернек, который во многом определил графику конца ХХ века. Команда, к которой он принадлежит, еще 20-летними парнями очень много сделала для того, чтобы по части визуальной культуры Франция стала тем, чем она является сейчас. Значение этого человека для Европы, для графической культуры переоценить невозможно. В нашем деле есть люди не менее блестящие, чем он. Но только несколько из них по-настоящему помогают молодым.
Я знал его еще до встречи — по книжкам. И представить, что вот этот человек из книжки тебя вообще заметит, было невозможно. Он был звездой 1968 года, так что я смотрел на него не просто с уважением, а с придыханием. А познакомились мы, когда мне было лет 27. Ален Ле Кернек увидел мои работы и сказал: «Неинтересно». Потом мы не раз пересекались в разных странах мира, он мне что-то объяснял и очень внимательно следил за тем, что я делал. И в какой-то момент сказал: «Знаешь, мне настолько все нравится… Мне очень хочется сделать вашу выставку — у вашей группы есть какое-то очень правильное видение, оно какое-то особенное».
А ведь что такое делать выставку? Это страшный геморрой, да и вообще не его это дело — он дизайнер. Но ему это было важно — для того, чтобы жизнь текла дальше: ему в свое время очень помог гениальный польский художник-плакатист Генрих Томашевский, а Ален помог нам, понимая, что мы тоже будем, в свою очередь, кому-то помогать.
Он дал мне очень простой совет: ничего не бояться и делать не то, чего от тебя ждут, а то, что считаешь нужным. Это не самый легкий путь, но единственный, который может привести к победе. Все остальные приводят к успеху, к карьере, но не к победе. Победа — это когда ты честен сам с собой и делаешь только то, что тебе кажется важным и нужным».