Казнь мужчины и женщины, которых талибы приговорили за прелюбодеяние к побиению камнями, была назначена на конец августа и состоялась в самый разгар знойного дня.
Приговоренную к смерти женщину, 40-летнюю Нурбиби, по плечи опустили в яму, вырытую у наружной стены мечети. Как рассказывают очевидцы, одета она была в небесно-голубую бурку — полностью скрывающий тело балахон с марлевым окошком на уровне глаз. «Талибан» требует, чтобы так и только так одевались женщины вне дома.
По словам тех, кто находился достаточно близко и смог расслышать, что он говорит, судья начал с того, что вкратце напомнил предписания шариата относительно побиения прелюбодеев камнями. Шариат, традиционную систему исламского права, талибы ввели в Кандагаре сразу после того, как около двух лет назад захватили здесь власть.
Турьялай, говорит Рахматулла, был мертв минут через десять, а казнь Нурбиби затянулась. В какой-то момент к ней подошел один из ее сыновей и сообщил судье, что его мать все еще жива. «Сын плакал, — говорит Рахматулла. — Я это своими глазами видел».
Незадолго до наступления сумерек, когда толпа уже в основном разошлась, родственники выкопали из земли тела казненных. Похоронили их, по словам родных, на разных кладбищах. Нурбиби закопали рядом с ее отцом, а Турьялай был погребен рядом со своим отцом, мужем Нурбиби.
Мусульманский священнослужитель Мохаммед Вали, руководивший следствием, в результате которого Нурбиби и Турьялай были признаны виновными и приговорены к побиению камнями, говорит, что в провинции Кандагар со времени прихода к власти талибов это была как минимум третья казнь за прелюбодеяние. Всего же в Афганистане были совершены тридцать три подобные казни. Любовников казнили во многих из двух десятков подвластных «Талибану» провинций, но в Кабуле, оказавшемся в руках движения пять недель назад, таких случаев пока не было.
Мохаммед Вали возглавляет Управление поддержания добродетели и искоренения порока — религиозную полицию талибов. Пожелавших встретиться с ним иностранцев он принял под шелковицей, в тени которой удобно расположился вместе с десятком следователей из числа своих подчиненных. Рядом, в том же дворе, возвышалась гора конфискованной, запрещенной «Талибаном» техники — телевизоров, музыкальных центров, фото- и видеокамер. Мохаммеду Вали тридцать пять лет; как и многие талибы, он несколько лет провел в мусульманском учебном заведении, где главным и чуть ли не единственным предметом изучения является Коран. Когда его спросили, что он думает о побиении камнями, Мохаммед Вали помолчал, оглаживая бороду, а потом заявил, что оно вызвало у него чувство большого удовлетворения. «Я очень радуюсь, когда такое происходит, — это означает, что у нас на деле исполняются исламские законы», — сказал он.
Талибы стараются, чтобы иностранцы и тем более не мусульмане не оказывались свидетелями побиения камнями и отсечения конечностей. Лидеры «Талибана», в том числе и Мохаммед Вали, утверждают, что экзекуции — это религиозное действо, не терпящее присутствия неверных. Однако о казни Нурбиби и Турьялая журналистам удалось открыто поговорить с афганцами прямо у мечети и на расположенном поблизости рынке Идгах: Турьялай, в 1980-х несколько лет воевавший в рядах моджахедов против вторгшихся в Афганистан советских войск, зарабатывал на этом рынке ремонтом и перепродажей старых мотоциклов.
Но первая попытка западных журналистов пообщаться с родственниками казненных была жестко пресечена талибами. В квартале Найдо, где несколько тысяч человек живут среди развалин, оставшихся после того, как в 1986 году советская авиация подвергла южные районы Кандагара ковровым бомбардировкам, маленький мальчик проводил журналистов к тяжелой деревянной двери в трехметровой глинобитной стене.
На стук из-за двери показалась пожилая женщина, а за ней — кучка соседей. Женщину звали Сидика, она сказала, что приходится тетей казненному Турьялаю, и начала было рассказывать о событиях, которые предшествовали приговору и казни. Но ей помешали двое боевиков «Талибана» — они патрулировали квартал, один из них был вооружен автоматом Калашникова. Талибы приказали иностранцам убираться прочь, а когда те не подчинились, обратились к собравшейся вокруг толпе со словами: «Берите камни».
Журналисты удалились, им вслед полетели камни и гнилые кукурузные початки. Но на следующий день, на заре, западным журналистам все-таки удалось втайне от талибов навестить родственников казненных. Родственники и соседи с готовностью пошли на общение и в подробностях рассказали роковую историю Нурбиби и Турьялая.
По словам членов семьи, все началось тринадцать лет назад, когда отец Турьялая умер от какой-то желудочной болезни. Нурбиби, вторая жена его отца, была на двадцать лет моложе мужа и родила от него двоих сыновей. Вдовой она осталась жить с семьей покойного мужа, в одном доме с Турьялаем — сыном мужа от первого брака.
Исламские традиции запрещали Нурбиби вступать в близкие отношения с пасынком, к тому же Турьялай был женат и у него росли дети.
Как рассказала вдова Турьялая Назанин — она не показывалась журналистам и разговаривала с ними из-за приоткрытой двери, — она давно знала об особенной привязанности между ее мужем и Нурбиби, но до недавних пор относилась к ней спокойно. «Я видела, что они близки друг с другом, но мне казалось, что это близость между матерью и сыном. Потом у меня возникли подозрения, которые в конце концов подтвердились».
«Разумеется, — добавила Назанин, — Турьялай не был в нее влюблен. Их толкала друг к другу какая-то темная сила».
Кое-кто из соседей намекал, что на любовников донесла талибам сама Назанин. Но вдова, похоже, тяжело переживала смерть мужа. Откуда-то из дальних комнат она принесла показать старое удостоверение личности с выцветшей фотографией мужа тех времен, когда Турьялай был моджахедом. «Других его снимков не осталось», — сказала она.
В то же время мужчина, назвавшийся двоюродным братом Турьялая, утверждал, что доносчиками стали двое сыновей-подростков Назанин — Хабибулла и Асматулла. Они якобы не могли смириться с тем, что мать не хранит верности их покойному отцу. По его словам, «мальчишки пошли к талибам и сообщили, что их мать состоит в интимной связи с пасынком».
Как рассказали сразу несколько родственников, некоторое время спустя, ночью, религиозная полиция устроила засаду на крыше соседнего дома. Летом афганцы часто отдыхают и спят на плоских крышах своих домов — в эту ночь, выскочив из засады, талибы застали уединившихся на крыше Нурбиби и Турьялая. «Их поймали с поличным, — сказал один из родственников. — Никаких сомнений в виновности быть не могло».
По нормам шариата, чтобы обвинить человека в прелюбодеянии, нужны четыре свидетеля — в данном случае все четверо были боевиками «Талибана». Любовников немедленно посадили за решетку, в заключении они провели целый месяц, пока в четверг их не вывели на площадь перед мечетью и не забили камнями. На двоих у Нурбиби и Турьялая осталось десять сыновей и дочерей — из восьми осиротевших детей Турьялая нет ни одного старше двенадцати лет.
Его старшая дочь, 12-летняя Гулалай, стоя с трехмесячным братом на руках, сначала молча слушала рассказы о том, как забивали камнями ее отца, а потом заговорила сама: «Я все видела, мне с грузовика было хорошо видно», — сказала она и со слезами убежала в дом.