Чтобы заниматься гончарным делом, нужны глина, гончарный круг и печь для обжига. Гончар разминает заготовку и кладет ее на вращающийся круг. Кусок глины стремительно меняет форму и через несколько минут становится аккуратной крынкой. Мастер ставит ее в сушильный шкаф, к другой рыжей и пузатой посуде. Подсохнув, все это добро отправляется в печь. Там, при температуре около 1000 градусов, глина обретет твердость.
- Сейчас наша артель производит в основном так называемую чернолощеную керамику, - рассказывает гончар Aлександр Иванович Поверин, художественный руководитель артели "Покровская керамика", член Союза художников России. - Ее получают путем обжига глины без доступа кислорода. В этом случае образуется угарный газ, который и придает посуде черный металлический блеск. В доказательство Aлександр Иванович достает с полки кумочку - чашку в форме крынки, черную и блестящую.
- A сложно такую кумочку сделать? - спрашиваю мастера.
- Да нет, - улыбается Aлександр Иванович. - Это простое изделие. Сложно создавать большие формы. Я, например, долго не мог осилить высоту в двадцать сантиметров. Выше глина просто не поднималась, складывалась в "жабы". Но однажды я здорово разозлился и одним махом выкрутил вазу сантиметров сорок высотой! Психологический барьер был сломан.
Поверин - один из лучших гончаров России, хотя заниматься этим ремеслом начал не так давно - лет пятнадцать назад. До этого он успел поработать инженером, механиком цеха, осветителем на киностудии, фотографом, руководителем театральной студии, сценаристом на ТВ, пчеловодом и садовником. Но параллельно Aлександр Иванович увлекался древнерусской историей, зачитывался в Ленинке старославянской литературой. Увлечение традиционной русской культурой свело его с керамистом Aркадием Aсауленко, имевшим в мастерской гончарный круг. Круг был сделан из подручных средств: электромотора, железной трубы в качестве оси и двух железных блинов - внизу побольше, для привода, а вверху поменьше - для рабочего процесса. Гениально простая конструкция: на вал мотора была укреплена резиновая обмотка, которая при соприкосновении с нижним диском вращала установку. На этом чудовищном механизме Поверин и попробовал себя в качестве гончара - сделал большую пивную кружку.
- Шел 1987 год. Наступали свободные времена, - говорит Aлександр Иванович. -Я решил возрождать традиционное русское ремесло, почти полностью утраченное.
Чтобы пропитаться духом забытого искусства, Aлександр ездил по историческим для гончарного дела местам. Как-то с друзьями специально прошел сорок километров по лесу кабаньими тропами, чтобы побывать в деревне Гончарный Двор, что в районе города Торжка Тверской области. Там жили всего три человека, и среди них - 86-летний старик, потомственный гончар.
- У старика даже слезы на глаза наворачивались, когда он рассказывал, как в двадцатые годы громили его мастерскую. Тогда советская власть последовательно уничтожала частные промыслы, раскулачивала мастеров и передавала производство утвари крупным фабрикам.
Потомственные гончары не раскрыли Поверину секреты ремесла. И он принялся постигать их самостоятельно. Традиции пришлось изучать в музеях, зарисовывая интересующие экспонаты, листая археологические справочники.
"Все народные формы оттачивались веками и таким образом приходили к своему совершенству. Здесь время сродни морской волне, которая шлифует гальку", - пишет Aлександр Иванович в книге "Гончарное дело", в которую воплотился его опыт изучения истории и практики ремесла.
В 1989 году вместе с двумя друзьями он арендовал в Митине помещение на небольшой фабрике по производству цветочных горшков. Перевезли сюда самодельный гончарный круг Aсауленко, поставили печь. Глину добывали как придется - иногда даже сами копали в карьере через дорогу от мастерской. И стали крутить изделия, на которые был спрос: чайники, самовары, кружки, чашки, миски... Все это отвозили на рынки - в Измайлово, на Крымский вал - и продавали.
Но до 1991 года занятие гончарным делом носило, несмотря на энтузиазм, любительский характер. Помог случай. В мастерскую забрел некий дядя Яша, работавший когда-то на горшечной фабрике. Увидев гончарный круг, он решительно подошел к нему и за несколько секунд выкрутил горшок. Друзья изумились его мастерству и поняли, что это ремесло может приносить серьезные деньги. С тех пор они крутили как угорелые. Откуда дядя Яша знал секреты ремесла, до сих пор неизвестно. Дела пошли на лад. В 1995 году Aлександра Ивановича приняли в Союз художников. Со сменившимся за время работы составом он переехал в Покровск, где и промышляет до сегодняшнего дня. Сейчас в артели "Покровская керамика" с Aлександром Ивановичем работают еще три человека. В мастерской установлены три самодельных гончарных круга, три разнокалиберные печи для обжига и мялка глины. Рабочий день начинается с чая из самовара и беседы. Потом из большой бочки достается кусок глины, разминается - и начинают крутиться изделия. Их ставят подвялиться до кожетвердого состояния (на ощупь глина становится похожей на кожу), в котором можно начинать обжиг.
- Работаем много, но и зарабатываем неплохо,- говорит Aлександр Иванович. - Доходы зависят от сезона, количества заказов и времени, которое мы уделяем изготовлению продукции. Продаем в художественных салонах, на выставках или индивидуальным клиентам. Иногда бывают крупные заказы от фирм, например народная посуда для ресторанов: кувшины, крынки, кухли, чарки, солила, кумочки, кашники, луковники, крупные вазы, скульптуры. Однажды мы сделали чернолощеный камин и заработали сразу 3000 долларов. Обычно же каждый из нас получает 400-600 долларов в месяц. Спрос на гончарную продукцию, безусловно, есть. У традиционно сделанной утвари особое очарование.