Иллюстрация: Александр Гладких
Трудно понять: то ли ураган под названием «Судоку» обошел нас стороной и, миновав людей детородного возраста, громыхает
Судоку головоломки в виде системы квадратов, в которых надо так расставить цифры, чтобы они не повторялись ни по вертикали, ни по горизонтали, стали безумно популярны после того,как в 2004 году их начала публиковать Times, ссылаясь на японский прецедент. Как известно, сейчас в западном мире все японское очень модно: одежда с плеча борца сумо; носки с пальцами во все стороны; втыкание карандашей в голову; в тарелке кусок
Последним критериям магический квадрат судоку полностью удовлетворяет. Расставлять цифры все равно что есть палочками: немножко трудно, а главное, непонятно зачем. Решетка напоминает бумажную ширму. В следовании правилам есть слегка мазохистское подчинение традиции, которое принято считать очень японским делом. В цифрах, которые вот сюрприз не привязаны ни к какой сумме денег и являются совершенно отвлеченными, тоже как будто бы есть нечто от абстрактной красоты пейзажей Хокусая.
Таким образом, изящество чистой умственной игры мы теперь приветствуем как восточную экзотику. Когда
В результате такого поворота мозгов человечество и воспринимает судоку как восточный феномен, тогда как на самом деле клеточки, заполненные по строгому принципу, суть плод европейской рациональности, западной логики, культуры Просвещения в их прямо-таки квинтэссенции. Головоломка эта была изобретена в 1783 году гениальным математиком, швейцарцем по рождению Леонардом Эйлером, который назвал ее латинским квадратом. Между прочим, изобрел он ее в Санкт-Петербурге в последний год своей жизни, будучи уже 17 лет полностью слепым, так что для него это была прекрасная, чисто умственная конструкция, ментальный мираж. Эйлер долго работал в России и создал там научную школу, что, может быть, и явилось причиной того, что такой квадрат в СССР еще с
О судоку обычно говорят, что это первая
Идея «мира-дружбы», выраженная в судоку, напоминает идеологический посыл, исходивший от кубика Рубика, чей успех, как мне кажется, состоял в политической всеядности: вот вам разные краски, и все они в равной мере социалистические (кубик был изобретен, как известно, в Венгрии) и капиталистические. Все мы братья по кубику Рубика! С
Судоку знак этнической и религиозной всеядности. Выходит так, что писать на каком-нибудь языке вообще недемократично и нетолерантно, лучше уж сразу переходить на чистые цифры, как на фондовой бирже, или вообще на язык жестов и картинок. Потому что, если вдуматься, цифры в судоку можно легко заменить фигурками зверюшек или цветочков лишь бы их было ровно девять.