НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Арсен Рябуха бизнес-тренер компании Business Relations |
– Чем отличаются все эти различные направления и специалисты – психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, тренер личностного роста?
– У каждого специалиста есть своя узкая специализация. Например, в спорте, чтобы подготовить профессионала по фигурному катанию, требуется хореограф, психолог, тренер по общефизической подготовке, по актерскому мастерству и т. п. Много человек работают с одним спортсменом, каждый дополняет чем-то своим. То же самое и в олимпийских играх под названием «жизнь», где у каждого человека есть желание выиграть, но как это сделать и к кому обратиться, мы не знаем.
Психолог работает с проблемами из прошлого, непрощенными обидами, с чем то еще. Психотерапевт, видимо, нужен, когда речь идет об отклонениях и физических расстройствах. Бизнес-тренер помогает достичь бизнес-целей. Консультант помогает по некоторым классическим общепринятым схемам в его области. Ментор ведет своего ученика подобно коучу, но с элементами наставничества. Наставник передает опыт. Коучи умеют задавать вопросы, которые помогают человеку раскрыть потенциал, самому найти решения.
Слово «тренер» заимствовано из спорта. Кто такой тренер? Это человек, который обладает нужным профессиональным опытом в той игре, в которой он тренирует. Сам тренер в спорте может не владеть на практике той методологией, которую преподает. Я занимался бадминтоном в молодости, и мой тренер Александра Васильевна Коновалова не владела на практике бадминтоном, но была мастером спорта в спортивной гимнастике. Как так получилось, что она стала тренером по бадминтону, неизвестно, но опыт у нее был огромный. У нее не было хлесткого удара или грамотной подачи, я обыгрывал ее в ноль в двух партиях, обладая всего вторым юношеским разрядом. Но знала она больше и до сих пор знает больше. Она делится этими знаниями. Тренер дает качественную обратную связь. Он смотрит, как ты делаешь удар, говорит, что со стороны эффективнее, и поправляет ошибки.
Что касается меня, я стал тренером по персональной эффективности: моя задача – смотреть на личные качества человека и помогать ему быть увереннее в себе, более смелым, открытым, помогать развиваться как личность. Если говорить про нашу компанию Business Relations, то мы выбрали, на наш взгляд, очень узкий, но очень важный сегмент – мы тренируем людей быть более эффективными как в открытом формате – для жизни, так и в корпоративном формате – для бизнеса. Что это значит: когда я тренирую команду одного банка, у меня нет задачи дать им новые знания и навыки в финансах. Я смотрю на то, как каждый конкретный человек проявляет себя в команде и с каким отношением он ходит на работу каждый день. И на базе этого я тренирую его быть эффективнее, вовлеченнее, ответственнее и ходить на работу с удовольствием. Так в любой сфере: производство, ритейл, фармацевтика – я не силен в конкретных областях знаний, но в настрое мы можем помочь наверняка.
Мы считаем, что именно настрой или отношение является самым главным слагаемым успеха для достижения целей человека в жизни – будь то личные или производственные. Он может быть каким угодно профессионалом с огромным багажом знаний и навыков, но когда у него перестают гореть глаза, все это теряет смысл. Или он чувствует себя недооцененным в компании, или перестал быть счастливым в семье, запутался в себе и в ситуации, у такого человека падает мотивация, и его работа становится неэффективной. Возникают вопросы, как с этим разобраться, как поменять это отношение, как создать настрой, при котором все станет легко и радостно. Вот это именно та ниша, которую мы занимаем, то, в чем мы являемся профессионалами с 1996 года. За эти годы нам удалось создать технологии и тренинги, где люди могут сами осознанно выстраивать свое личное эффективное отношение к тому, чем они заняты и что их окружает, – к своему бренду, к руководителям, к подчиненным, к друзьям, семье, родителям, к своему времени, своему слову, мечтам и т. п. Отношения с чем угодно. Наша область – то, что людей тревожит, демотивирует, расстраивает, люди не знают, что им делать и как быть, и мы помогаем им разобраться, изменив отношение к происходящему. Это как смотреть другими глазами – ситуация та же, а все меняется на 180 градусов.
– Какова ваша аудитория? Кто в основном посещает ваши тренинги?
– Молодые люди 27–40 лет, менеджеры среднего звена, управленцы, руководители. Эти люди уже добились чего-то, они ставят амбициозные цели в жизни и хотят большего. Многие приходят, просто чтобы стать эффективнее в бизнесе и жизни, а многие – разобраться в отношениях с любимыми, наладить связь с друзьями, реализовать мечты, найти любовь и завести семью. Их отличает то, что этих людей не устраивает положение вещей в их жизни. Они верят, что можно изменить ситуацию, им не безразлично, что происходит, они голодные до чего-то большего и лучшего, и они идут к персональному тренеру. И если такая потребность есть, то тогда эта работа просто необходима. Одного желания недостаточно, нужно обязательство работать и трудиться над собой. Наш тренинг для людей, кому нужна зацепка, у кого есть запрос на перемены. Инфантильные люди к нам не ходят, не ходят те, кто не умеет принимать решение, или, наоборот, очень упрямые и слишком уверенные в своей правоте. Бывают люди и после 50, мужчины и женщины по 60 и 70 лет. Ведь в любом возрасте люди хотят жить счастливее.
Кроме того, к нам обращаются компании, которые понимают, что отсутствие результатов кроется в неэффективном или отрицательном отношении людей к работе: если есть ссоры в коллективе, часто срывают сроки договоренностей, нужно людей пинать и часто напоминать о сроках, если у людей не горят глаза, они работают, делая одолжение. Они нанимают нас, чтобы создать команду с честными и открытыми сотрудниками, эффективными и целостными. А еще есть компании, где уже создано эффективное отношение и команда работает слаженно и в срок, тогда они приходят с запросом создать экстраординарные результаты и выйти за рамки уже имеющихся показателей.
– В чем ценность тренингов по персональной эффективности, проводимых Business Relations? Что они дают?
– В зале тренинга мы говорим о том, что тренинг ничего не дает, только сам человек может что-то изменить. Тренинг – это не про дать, тренинг – это возможность самому разобраться в том, что происходит, честно признать свои настоящие приоритеты в жизни, самому понять и увидеть, где человек действует неэффективно и принять решение о новом выборе. Мы не даем советов и не говорим, как жить, мы предлагаем человеку рассмотреть инструменты, с помощью которых он сам может разобраться в себе и начать жить лучше, качественнее лучше. Тренинг можно сравнить с ТО для автомобиля, когда специалисты смотрят текущую ситуацию: состояние колодок, уровень масла, фильтры, какие болты нужно подтянуть или заменить. А здесь возможность для человека сделать диагностику себя, увидеть себя со стороны, осознать, как я устроен или какая программа определяет мои поступки, и скорректировать нерабочие моменты.
«Человек владеет множеством привычек» – мы используем эту фразу в инверсии «привычки владеют человеком». Это значит, что наши привычки говорят нам, на кого обидеться, когда расстраиваться, бросить трубку или порвать отношения, привычка говорит, где видеть в человеке недостатки и какие именно, привычка оценивать людей и т. д. Так вот, когда человек осознает свои привычки, у него появляется сила над этой привычкой, так как человек может управлять тем, что он осознает. Наш тренинг – по осознанию себя и своих привычек.
При этом наши тренинги очень логичны и понятны, в них нет хитроумных технологий, ролевых игр, тактических манипуляций или провокаций. Все, что мы делаем, – мы разговариваем. Честный поддерживающий разговор с обратной связью, в ходе которого человек может увидеть и понять то, что неэффективно.
– Согласитесь, не каждый человек может себе позволить пройти ваш самый известный тренинг «Контекст», особенно в условиях финансовой нестабильности. Как вы считаете, в кризисное время будут ли востребованы ваши услуги? В такое время люди обычно экономят на расходах.
– Люди обычно экономят в кризис на расходах. Но я думаю, что именно в кризисное время людям будет полезен этот тренинг. Почему? Что такое кризис: это изменение внешних факторов, и в новых факторах человек не может разобраться. Его старые привычные подходы к решению вопросов не работают. Кризисное время – это то самое время, когда актуальна и ценна поддержка специалиста и когда имеет смысл вложиться в дополнительный инструментарий и в свои новые взгляды на мир.
Многие люди предпочитают ничего не менять, а залечь на дно и ждать, когда выглянет солнышко. Но тогда не они управляют своей жизнью, а некие внешние факторы. Пока все остальные пережидают и демотивированы, человек после тренинга может получить в кризисных условиях те результаты, которые его вдохновляют. Кстати, в 2008 году, когда все тренинговые компании по навыкам и знаниям потеряли пул крупных клиентов из-за кризиса, у каждого нашего тренера график работы был забит на полгода вперед, и все потому, что людям нужна была поддержка пережить тот кризис морально.
– Почему человеку стоит идти на «Контекст», а не заняться самообразованием, к примеру, изучив самостоятельно открытые источники по самомотивации и прочитав книги ведущих бизнес-тренеров? В интернете много обучающих курсов, тренингов, видеосеминаров на релевантную тематику. В чем все же ценность наставника?
– У любой книги, помимо миллионов плюсов, есть пара минусов: она не дает обратную связь и не скажет, что она видит в тебе. Ты можешь думать, что ты делаешь все по книге, но это может быть ошибкой. Знание не есть практика, теория о езде на велосипеде сильно отличается от езды на практике. Для того чтобы научиться играть в теннис, мне нужно научиться играть в теннис, а не прочесть кучу теории на этот счет.
Во-вторых, книга не может учитывать личные особенности человека, она выходит тиражом 25 тысяч экземпляров и не написана специально для некоего Ильи Петрова, так как автор не знает его положение дел и особенности характера. Она говорит, как надо, но кому-то лично это может не подойти. Вся прелесть работы с тренером в том, чтобы получать обратную связь от него с учетом персональных особенностей человека.
– Есть ли какие-то интересные кейсы, истории успеха людей, компаний, которыми вы можете поделиться с нашими читателями?
– Да, их огромное количество. Я могу делиться целый вечер, сидеть за чашкой чая и рассказывать разные истории, они совершенно разные, и у каждого человека это что-то свое. Я знаю, как люди поправляли свое здоровье. Я помню, как человек на одном тренинге рассказал, что возглавлял филиал одной компании в небольшом городе (население порядка 400–500 тысяч человек). Ему требовалось открывать какие-то розничные точки продаж, и он открывал каждый месяц примерно шесть точек, иногда четыре-пять. И в какой-то момент после тренинга он сделал обещание, что откроет в следующем месяце 16 точек. Я говорю: «Дружище, ты действительно считаешь, что это возможно?» Он говорит: «Да, мне очень страшно, я понимаю, что мне придется вывернуться наизнанку, но я вдруг понял, насколько неэффективно я работаю, я действительно увидел какие-то новые возможности, я думаю, что справлюсь. Мне страшно, но я обещаю, это мое заявление, это моя цель, и я этого добьюсь». Я говорю: «Волнительно тебе?» Он говорит: «Очень волнительно, но я готов». Мы встретились с этим человеком через месяц. Я не мог его узнать. Он был счастливейшим. Я говорю: «Слав, как дела?» Он говорит: «Арсен, ты не поверишь – 25 точек я открыл за этот месяц, 25, не 16. Я вдруг понял, насколько это легко и как я все время искал оправдание, как я избегал, откладывал и говорил, что мне кто-то что-то должен и мне мешают. Я вдруг перестал играть в свою неэффективную игру, а стал работать на свою цель, и это было именно так». А еще через месяц он позвонил мне и сказал: «Поздравь меня с новым назначением. Меня переводят в другой регион. Мне дают огромный регион с населением порядка 12 млн. Меня повысили». Он был директором филиала города, где было 400 тысяч человек, теперь он директор целого региона, в котором находится 15 млн потенциальных клиентов. Он говорит: это невероятный прорыв.
Возможность действительно создать качественно новый прорыв есть у каждого. Все зависит от того, что человеку важно, с чем он приходит разбираться к нам в компанию, на нашу тренировку. Искренне верю, что каждому человеку это может быть полезно. И я, со своей стороны, и наша команда декларируем, что мы сделаем все возможное, выложимся на сто процентов, чтобы поддержать любого человека, чтобы у него были результаты. Тренироваться должны только те, кто выбирает тренироваться.