Иллюстрация: Дарья Рычкова
Православный футболист — идеальный гражданин новой России, символ наших побед. То, к чему следует стремиться душой и телом. Как любой идеал, п.ф. — сущность скорее метафизическая и в реальной жизни пока встречается редко.
Также — идеальный бренд: издатель журнала «Православный футболист» если не озолотится, то проблем с властями точно иметь не будет никогда.
Церковь всегда недолюбливала футбол — как, впрочем, и спорт вообще. Ибо сказано же у апостола Павла: «Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно». Спорт разжигает страсти и губит душу, в спорте мало благопристойного и много греховного. Уже в 681 году на Вселенском соборе в Константинополе выражались ясно: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходить на конские ристалища, или присутствовать на позорищных играх». Карфагенский собор уточняет и расширяет это правило: «Детям священников не представлять мирских зрелищ, и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». Хулений на ристалищах всегда было преизрядно.
Когда в России появился футбол, преподобный старец Варсонофий Оптинский формулировал предельно конкретно: «Не играйте в эту игру, и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохия». Православному человеку футбол противопоказан, все это блуд, и бесовство, и дьявольские козни. В этом сходились и сергианцы, и самые радикальные отказники — в посланиях одного из епископов катакомбной церкви читаем: «Физкультура, в особенности футбол, — все это методы борьбы с христианством». Клирик и мирянин да убоятся ножного мяча. Спорт и ряса несовместимы. Поп с мячом — это какой-то бастард-поп.
Футбол и церковь всегда шли параллельными путями, пусть даже их паства и была во многом схожа. Причастившиеся футбола с жалостливым презрением смотрели на неразличающих «Спартака» от «Динамо» — так верующий смотрит на упрямого атеиста: они не ведают, чего лишены, им неведом шум спортбара и сладость крика «Гол!», их жизнь пуста, а ведет их слепая гордыня. Но катакомбная футбольная церковь с преподобным старцем Маслаченко и диаконом Уткиным, с буллами, епитимьями, энцикликами и раскольниками все же до поры бушевала в стороне — пока наконец, выражаясь языком Первого канала, не пришло время собирать камни.
Кто мог оставить спорт в одиночестве, в печали и горести в момент, когда Россия поднимается с колен? Экс-президент Путин был много чем увлечен, но двумя главными, сугубо личными проектами, в которые он вложился душой и сердцем, стали Сочи-2014 и объединение РПЦ и Русской православной зарубежной церкви. Спорт и вера, мяч и крест, свисток и ладан — вот координаты, без которых Россия более не Россия. И ныне, когда каноническое общение налажено, в лоно церкви принят и футбол — самая патриотическая, самая душеполезная, самая русская из всех игр.
«Среди церковных иерархов есть болельщики, они обязательно включат телевизоры, чтобы посмотреть игру нашей сборной», — сообщает протоиерей Всеволод Чаплин, и он же пророчески замечает: «Иногда богатые сборные подчас проигрывают командам, которые беднее, но у которых силен дух». Чаплин же через СМИ поздравляет «Зенит» с победой в Кубке УЕФА. У протоиерея, конечно, работа такая — он и победу Билана благословил. Но рядом — РПЦ комментирует качество клубного футбола. РПЦ проводит пасхальный футбольный турнир. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский — вот замечательная новость — выигрывает в футбол здание заводского клуба, которое завод никак не отдавал церкви (архиепископ — в прошлом спортсмен и комсомолец, в дирекции тоже нашлись азартные люди). На форуме Андрея Кураева батюшки обсуждают, как лучше поминать в молитвах любимых тренеров и игроков. Перед полуфиналом с испанцами по всей стране проходят молебны о даровании победы. Ну и вершиной всему — 22 июня Алексий Второй, возложив венок к Могиле Неизвестного Солдата, рек буквально следующее: «Скорбь, связанная с годовщиной начала Великой Отечественной войны, разбавляется нашей общей радостью о вчерашней победе российской сборной» (над голландцами. — Прим. ред.).
Специального духовника для окормления фигуристов и многоборцев нашим спортсменам жаловали более 10 лет назад — отправляя российскую команду на Олимпиаду в Атланте, протоиерей Сергий Суздальцев даже отслужил напутственный «молебен против супостатов» на Поклонной горе (ни словом, разумеется, не обмолвившись о языческих, богопротивных корнях Олимпиады). Теперь ряды супостатов значительно расширились — и вслед за полковыми капелланами, миссионерами и защитниками ОПК в РПЦ обязаны, не могут не появиться спецбатюшки, спортбатюшки, батюшки особого назначения: окормляющие вратарей, полузащитников и нападающих. Это раньше Сергей Шнуров безнадежно пел: «Чтобы выиграть этот матч, нашей команде нужен Хоттабыч». Теперь у нас есть кое-что поэффективней. Как пишут в информагентствах — «участие таких болельщиков не может не сказаться на исходе матча».
Дай-то бог — и прости господи, конечно.