Сергей Васильевич Женовач выпустил со своими студентами дипломный спектакль «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Последний семестр четвертого курса был объявлен «семестром Достоевского». Студенты режиссерского факультета пробовали репетировать все десять книг романа, чтобы потом выпустить спектакль по последней, десятой книге — «Мальчики». Это несколько обособленная линия, на которую обычно не обращают большого внимания, так как сюжет всего романа и так перенасыщен действием. «Мальчики» — как бы роман в романе, возможно, поэтому он и заинтересовал режиссера.
Сюжет в общем и целом таков. Девятилетний мальчик Илюша увидел, как старший Карамазов оскорбил его отца и даже оттаскал его за бороду на площади, публично подверг унижению. Отец не мог ответить на обиду, зная, что в случае дуэли ему не на кого будет оставить семью. Мальчик решает вырасти и разбогатеть, потому что отец сказал ему, что «богатые все могут», а значит, и он сможет отомстить за отца. По пути он мстит кому ни попадя, ранит гимназиста перочинным ножом, но еще больше утверждается в своих желаниях. В итоге умирает, так и не достигнув цели. История, слов нет, душераздирающая.
Но странно наблюдать взрослых зрителей, достающих из кармана носовые платки и рыдающих бесстыдно в голос, когда в момент сцены смерти Илюши в доме воет собака. Молодые актеры, не успевшие заразиться фирменной фальшью русского классического театра, играют искренне, без ужимок, прыжков и профессиональных актерских приемов. Они делают то, чему собственно и учат Женовач и Фоменко, — выходить на сцену, точно понимая, зачем именно они там находятся. Невысокого роста Алексей Вертков, далекий от идеала мужской красоты, играющий отца Илюши, заставляет полюбить театр даже тех, кто никогда бы в него не пошел по доброй воле. Сергей Аброскин, играющий в спектакле собаку Жучку-Перезвон, которую Илюша накормил мясом с иголками, когда приятель Красоткин убедил его, что это отличная великосветская шутка, не только не вызывает раздражения, а, наоборот, раскрывает этот персонаж настолько, что забываешь: это всего лишь актер, а не какое-то четвероногое. Аброскин, который на младших курсах часто раскалывался во время игры, теперь стал одним из лучших актеров мастерской. Он играет любые роли — от Обломова до собаки.
На студентов Женовача, которых еще называют «фоменками», чаще, чем на других, обращают внимание преподаватели, студенты других факультетов и режиссеры московских театров. Это тот курс, который действительно любят в РАТИ (так теперь называется бывший ГИТИС); они играют лучшие спектакли, делают самые смешные капустники, а на их закрытые вечеринки ломятся студенты всех других факультетов. На спектакли часто приходит сам Петр Фоменко и его актеры.
В последнее время Сергей Женовач часто говорит о возможности появления нового театра, состоящего из студентов его мастерской, а пока «женовачи» постоянно играют спектакли в самом ГИТИСе и в Учебном театре в Большом Гнездниковском переулке.