Иллюстрация: Маша Краснова-Шабаева
На днях в своем блоге я в пух и прах раскритиковал одно психологическое
«Я брендмейкер с огромным опытом», — сказал один из основателей программы по имени Дима, одетый в черную майку с изображением Че Гевары. «Мы брендмейкеры», — поправил его коллега в черном чегеваровском берете с генеральской звездой. «Мы раскрутили множество брендов», — продолжил Дима. Меня так и подмывало спросить, имеют ли они в виду бренд «русская деревня». Но я сдержался.
— Мы делаем передачу по законам нейминга и брендинга, — продолжал Дима. — Я психолог и практикующий психотерапевт. Термин, лежащий в основе названия нашей программы, конечно, мне и самому непонятен. Возможно, он не имеет смысла. Возможно, это — полная фигня. Да и смысл самой программы мне непонятен. Но что-то тут есть. Понимаешь?
Я не понимал.
— Сам я с презрением отношусь к тем, кто смотрит телевизор. Мне кажется, что
все они дебилы. Серьезно. Потому что я прекрасно знаю механизмы телевидения, — сказал Дима. — Но цель программы — вычленить
Дима говорил больше часа, и за этот час я вспомнил, что один психотерапевт уже пытался сформировать в Челябинске новую элиту.
Я словно отмотал время на пять лет назад, когда одна заказчица принудила меня посетить американский курс личностного роста под названием «Прорыв». «Это навсегда изменило мою жизнь», — сказала она. Через час после начала курса знакомые девушки прижались ко мне и сказали: «Свет очей наших, не бросай нас в этом жутком царстве идиотов, защити нас, и мы отдадим тебе все сокровища мира». На второй день тренинга брутального вида мужик разревелся возле туалета: «Это же чудо! Я не разговаривал с матерью десять лет, а вчера позвонил ей — и мы проболтали целых полчаса!» Моя подруга хмуро взглянула на страдальца и буркнула себе под нос: «Кем надо быть, чтобы жирная американская тетка за жирное американское бабло говорила тебе, сорокалетнему, что надо иногда звонить матери?»
Апофеозом праздника стала макарена. Сто человек в едином порыве хлопали себя по заднице, нестройно выкрикивая: «Хей!» В тот день они выполнили важное задание тренера: тайно вкрутили в своем подъезде лампочку. Впервые в жизни. Альтруизм поступка вскружил им голову, и они по команде бросились в пляс.
Позже я часто сталкивался с этими людьми. Они научились
— Альтруизм должен иметь рыночную стоимость, — сказал мне один политик. — Эта американская буфетчица за три дня курса собирает минимум тридцать тысяч
долларов, которые без налогов вывозятся в Нью-Йорк.
Теперь новая элита собралась на съемках шоу, чтобы поговорить об изменении реальности. В кресло гостя сел усталый пожилой учитель математики. Его ученики работают в лучших исследовательских центрах мира и стабильно забирают все возможные премии по математике, физике и информатике. Еще он создал одну из лучших школ в стране.
— А вам не стыдно, что ваши ученики уезжают работать за рубеж, вместо того чтобы трудиться на благо России? — спросила новая элита.
— Нет,— ответил учитель.
— А какова ваша миссия? — спросила элита. Как будто создать чуть ли не единственную хорошую школу в полуторамиллионном городе — это ерунда.
Учитель
— А вы воспитываете в учениках людей будущего?
— Нет, я учу их тому, что знаю, — математике.
-Да как вы смеете не иметь высоких идеалов?
— Да как-то так.
Было жаль учителя. Он хотел дельных вопросов. Он хотел рассказать, как бьется с чиновниками. Как тяжело выбивать квартиры для лучших учеников. Как трудно получить хоть