Хотя мы и не ангелы,
А просто консультанты,
Святой корпоративный дух
Объединяет нас!
(Гимн Общероссийской сети «Консультант Плюс»)
В стране тихо и незаметно выросла и окрепла доселе невиданная корпоративная культура. Еще десять лет назад и слова-то такого – «менеджер» – не существовало, а сегодня в России четыре миллиона менеджеров. Они пришли сюда вместе с бизнесом, со своими офисами, брэндами, постепенно перестраивают российскую действительность по своим, неведомым стандартам. Думаю, лет через пятьдесят, когда кто-нибудь наконец додумается открыть музей истории капитализма в России, мы сможем лучше понять происходящее сегодня. Экскурсовод в белой сорочке и с пластиковым бейджем на груди проведет нас ковролиновыми дорогами по роскошным и хорошо кондиционируемым залам мимо настольных декоративных фонтанов и действующих от электрической розетки моделей «Менеджер в разрезе в натуральную величину» к разделу, посвященному нынешнему, 2003 году.
– Вот, посмотрите на экспонат номер один, – веско скажет нам гид. – Премию «Национальный бестселлер-2003» получил роман Александра Гарроса и Алексея Евдокимова «(Голово)ломка», повествующий о сложном морально-нравственном пути простого менеджера банка. Теперь обратите внимание на экспонат номер два: компакт-диск «Вольные песни счастливых племен», выпущенный группой энтузиастов, скрывших свои имена за маркой компании «Шаурма Records». На этой пластинке, моментально ставшей раритетом, впервые было собрано 18 фирменных гимнов и рекламных музыкальных роликов общей продолжительностью 50 минут. А вот – «Кодекс морального совершенствования работника “ЛУКойла”»ѕ
Но увы – сегодня у нас нет такого музея, и посему придется нам предпринять собственное исследование иной, внутрикорпоративной цивилизации. Не ради праздного любопытства, а ради своих мыслей, страхов и смутных догадок о будущем.
* * *
«Протэк»! Пусть долгим будет век!
«Протэк»! Здоровый человек!
«Протэк»! Смотрю с надеждой я!
«Протэк»! Большая дружная семья!
(«Песня о “Протэке”»)
– Внутрикорпоративная культура – это, по сути, инструмент развития эффективности производства и получения сверхприбыли, когда все технологические ресурсы практически исчерпаны. Остается лишь человеческий ресурс, инструмент очень мощный, но специфический в обращенииѕ
Я удивленно посмотрел на своего собеседника. Илья Григорьевич Стернин внешне напоминал тех молодых специалистов, от которых, как от зачумленных, шарахаются секретарши в любом мало-мальски приличном офисе. Стоптанные кроссовки, затрапезный коричневый свитер, растрепанные волосы, очки и двухнедельная небритость эдакого неудачника-анархиста. Плюс почти левые антиглобалистские взгляды. Но парадокс заключался в том, что именно Стернин – специалист Центра коммуникативных технологий «PR-опаганда» – диктует и секретаршам, и многим генеральным директорам, что нужно надевать, что говорить и как вести себя на людях. Илья Григорьевич составляет тайный код, новый катехизис всякого отечественного бизнесмена – правила корпоративной этики. Например, прошлогодний проект «PR-опаганды» – «Кодекс корпоративной этики сотрудников Тюменской нефтяной компании» – получил главную национальную премию в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник».
От Стернина я узнал массу удивительных вещей. К примеру, сейчас при отправке резюме важно упомянуть не ваши прошлые достижения, а то, что вы увлекаетесь, допустим, футболом или любой другой командной игрой. Лучше, конечно, пейнтболом. Именно эта модная войнушка для солидных мальчиков по необъяснимой причине считается ныне идеальным средством для поддержания духа преданности общему делу. И тогда у вас будут все шансы быть принятым в команду. Вернее, в Семью – так сейчас принято именовать трудовые коллективы, объединенные кодексом корпоративной этики.
– Впервые такой этический кодекс появился в Японии в 30-е годы, – продолжил Стернин. – Тогда компания «Мицусито Электрик» составила для своих сотрудников трактат «Семь духов», объединивший в себе правила самурайской этики Кодекса Бусидо и современные технологии производства. Позже на этот трактат обратили внимание американцы, изучавшие феномен японского экономического чуда. Собственно, и вся нынешняя корпоративная культура строится на симбиозе двух начал: западного, ориентированного на крайний индивидуализм и личную выгоду, и восточного, где высшая ценность конкретного человека состоит в безграничном слиянии с обществом.
Согласно теории Стернина, формирование внутрикорпоративной культуры в России неизбежно и так же закономерно, как смена времен года. На первых порах сотрудники любого предприятия занимаются не увеличением стоимости компании, а защитой и продвижением собственных интересов. Со временем они объединяются в команду, формируется уникальная внутренняя структура компании, что и приводит к созданию единой системы внутрикорпоративных ценностей и правил поведения. В результате все сотрудники ощущают себя членами одной семьи, а следовательно, и создателями определенных конечных продуктов, что в итоге увеличивает капитал фирмы.
– Кроме того, по канонам корпоративного духа вклад каждого сотрудника в развитие компании выражается в определенном денежном эквиваленте или моральных бонусах, – говорит Стернин. – Сотрудник знает, за что он получает заработную плату, и он заинтересован в развитии бизнеса, так как это напрямую затрагивает и его личные интересы. А раз так, то он работать будет лучше.
* * *
И снова вперед
«Конденсат» нас зовет!
Мы все своим трудом
Улучшим жизнь и отчий дом!
(Гимн группы компаний
«Конденсат»)
В Россию правила внутрикорпоративной культуры первым принес «Макдоналдс», создавший жесткую тоталитарную систему контроля за действиями каждого сотрудника, которому вместо имени присваивается персональный номер в системе.
– Вначале ты чувствуешь себя не очень уютно в роли винтика, – говорит Светлана Полякова, директор «Макдоналдса» по связям. – Но потом ты начинаешь к этому привыкать, и обращение по номерам тебе уже кажется чем-то интимным.
Потом к формированию корпкультуры в России подключились представительства зарубежных транснациональных фирм – например, «Джонсон и Джонсон», «Данон», «Моторола». А ныне уже и каждый уважающий себя столичный офис спешит обзавестись своим внутрикорпоративным кодексом строителей капитализма.
– Еще не так давно корпкультура была игрушкой для очень узкого круга богатых компаний, – говорит Илья Стернин. – Но сейчас к нам обращаются и обычные российские фирмы. Работу мы начинаем, как правило, с диагностики общественного климата на предприятии. Общая проблема: низкая лояльность к компании как следствие несовместимости целей и задач руководства и рядовых тружеников, которые не доверяют никому из начальства и считают, что любое нововведение пойдет им только во вред. Например, на Челябинском тракторном заводе все рабочие были убеждены, что завод работает хорошо, а модернизацию производства дирекция затеяла лишь для того, чтобы уволить половину сотрудников. То есть все распоряжения директора принимались в штыки, а новую технику челябинские луддиты тихо выводили из строя.
– Успешно ли идет формирование корпоративной культуры в России? – спросил я.
– С одной стороны, в массовом сознании большинства простых россиян есть ностальгия по временам социализма, по твердой руке начальства, по эстетике того времени. Вы же слышали гимны российских компаний? Они же все советские по духу! С тем же бескрайним пафосом, который не вытравить уже ничем. В то же время многие ценности корпоративной культуры оказались дискредитированы реалиями социализма, вернее, тем цинизмом, с которым их транслировали обывателям. К примеру, когда речь заходит о построении информационно открытой модели предприятия, все тут же вспоминают о стукачествеѕ
– То есть?
– По западной логике, информирование начальства обо всех недоработках коллег есть первая обязанность любого сотрудника. Если брак или ложь соседа вредит делам компании, значит, сосед вредит и мне. Отсюда вывод: чтобы избежать ошибок или злонамеренного вреда, нужно создать такие условия, при которых любой твой грех тут же станет известен руководству. Но у нас тут же вспоминают времена 1937 года и стукачей, традиционно презираемых в народе. В России люди предпочитают «дружить против начальства», а не объединяться ради общего блага.
– А без стукачей поддержание корпоративного духа невозможно?
– Невозможно создание эффективного производства и объединения сотрудников в одну слаженную команду. Поэтому если руководство заинтересовано в прибыли, оно всегда будет поддерживать стукачей.
* * *
Мы – новый в истории шаг!
Мы – рынка российского флаг!
Мы знамя Победы
Несем нам всем во славу!
(Гимн группы компаний «Бородино»)
Кодексы корпоративной этики в российских компаниях могут выглядеть по-разному. Например в «ЛУКойле» это пафосные воззвания в стиле «Пионерской зорьки»: «Каждый наш работник является лицом Компании, своим поведением поддерживая здоровый климат в коллективе, ее репутацию и престижѕ Сотрудник обязан следовать принципу: что хорошо для Компании – хорошо для меня, а что хорошо для меня – хорошо для Компанииѕ Сотрудник должен испытывать гордость за Компанию, преданность и верность ее интересам, защищать ее от недобросовестных конкурентовѕ»
А вот вам избранные места из внутреннего распоряжения российской компьютерной компании «IT-Групп»: «Сотрудник должен приходить на работу причесанным и чистым. Рубашку, белье и носки следует менять каждый день. Пользоваться душем следует два раза в день – утром и вечером, дезодорирующими средствами – утром после мытья и удаления волос из подмышечных впадин. Голову следует мыть не реже одного раза в три дня, при жирных волосах – чащеѕ Ботинки на толстой рифленой подошве в офисе следует переодеть на ботинки классического типа на тонкой или средней толщины подошве. Рубашка должна быть однотонной (но не черной) или иметь мелкий рисунок – тонкая полоска или тонкая одноцветная малозаметная клеточка». И т. д. и т. п.
В других компаниях большее внимание уделяют не внешнему виду сотрудников, а его рабочему месту. Например, в транснациональной компании «Марс» принята политика «чистых столов».
– После окончания рабочего дня на столе не должно оставаться ничего, кроме компьютера, телефона и каски, которую должны носить все, кто связан с производством, – пояснили мне в департаменте по внешним связям компании «Mарс – Россия». – К тому же в «Maрсе» действует довольно строгая система регулирования рабочего дня. Время своего прихода на работу сотрудник компании отмечает на специальной карте. Но чтобы сделать это, он должен быть готов к работе и одет соответствующим образом. В случае опоздания сотрудники лишаются бонуса.
В российской фирме «Комус», продающей оргтехнику и товары для офиса, также введены жесткие требования к организации рабочих мест сотрудников. Нахождение на рабочем месте сверх установленного рабочего времени рассматривается руководством как неумение работника или его руководителя организовать рабочий процесс. Кстати, недавно в компании был проведен конкурс, по результатам которого три подразделения, продемонстрировавшие наиболее полное соответствие духу внутрикорпоративного кодекса, были награждены туристическими путевками.
В сети магазинов «Пятерочка» для менеджеров был создан своеобразный словарик слов и словосочетаний, которые они обязаны употреблять в той или иной ситуации. Например, каждый телефонный звонок должен начинаться с вопроса: «Тебе сейчас удобно разговаривать?» Руководство «Пятерочки» уверено, что подобный шаг не только снизил расходы корпорации на оплату сотовой связи, но и учит менеджеров самостоятельно разрешать кризисные ситуации.
* * *
Мы соберемся,
Усядемся в круг за столами.
PLIVA – наш дом,
Здесь работа и дружба в честиѕ
(Гимн фармацевтической компании PLIVA)
Иногда отлаженные механизмы внутрикорпоративной культуры дают сбои. Вот вам история из западной жизни: десять лет назад парижанин Фредерик Бегбедер придумал знаменитый слоган компании «Данон»: «М-м-м-м... “Данон”». Тогда он работал преуспевающим креативным директором рекламного агентства, а потом написал автобиографию «99 франков» – о гримасах капитализма, увиденных изнутри: «Вы сидите лицом к лицу с типами, которые презирают народные массы, стремятся загнать их в рамки акта приобретения — бессмысленного, но заранее жестко обусловленного. Их выдает воинственный лексикон: слова “компания”, “цель”, “стратегия”, “удар” не сходят у них с языка. Они планируют тактические задачи, первую атаку, вторую атаку. Я слышал, что у “Марса” (фабриканта шоколадных батончиков, носящего имя бога войны!) делят год на 12 периодов по 4 недели каждый: там не говорят “1 апреля”, там говорят “М4Н1Д1”! Одним словом, генералы, затеявшие Третью мировую войну...»
Российские ренегаты внутрикорпоративного единения предпочитают не конфликтовать с отцами-кормильцами, а изливают свою ненависть к работодателю в интернете. Например, вот уже три года действует полуподпольный сайт работников ресторана «Макдоналдс» на Пушке (http://macdonaldz.narod.ru), где среди многочисленных заметок на тему «Как обмануть ресторан» можно прочитать и такие воззвания:
«Менеджеры – кровососы! Надо устраивать забастовку! Представьте себе, работники центральных и не только ресторанов не выходят на работу в один какой-нибудь праздник. Представили? Это огромная потеря для компании! Им просто некого будет заставить работать! Менеджеры откроют рестораны, ну и пусть. Но в наплыв посетителей они не справятся, это как пить дать!!! Если вы нас поддержите, то это будет супер!»
На «Сайте радикальных лентяев» (http://www.antijob.nm.ru) тайно собираются внешне приличные менеджеры и в стиле чеховских посланий Ваньки Жукова «на деревню дедушке» рассказывают о своих родных конторах массу познавательных вещей.
«Российский “Марс” похож на секту Хаббарда, – пишет некая Светлана. – Общечеловеческие принципы заменяются принципами корпорации, человеческая мораль – на корпоративную. На стенах, например, висят коробки для анонимок. Говорить можно только “да” и всегда улыбаться. Все сотрудники обязаны ездить на корпоративные вечерины, когда позовут. Сказать “нет” означает написать заявление об увольненииѕ»
«Босс у нас псих и психолог одновременно, – делится Игорь М. из компании “Связь МН”. – Раз в неделю он устраивает набеги на отделы с внезапными проверками. В качестве аттракционов в этом цирке лично я наблюдал поджог коробки с бумажным мусором, которая не была убрана к обеденному перерыву. В другой раз он снял пиджак и вытер вовремя не вымытый пол, а новый себе купил за счет зарплаты офис-менеджера. Иногда по его поручению в гестапо (отдел внутреннего контроля) допрашивали какого-нибудь проштрафившегося сотрудника, а допрос записывали на видеокамеру, а потом все сотрудники обязаны были просмотреть этот “блокбастер”. Однажды босс даже потребовал от всех написать свое мнение об увиденном...»
С одним из обиженных корреспондентов я решил встретиться. И услышал типичную историю любви в ее новом – внутрикорпоративном – стиле.
Аня Третьякова работала бухгалтером в юридической фирме «Альянс», Сергей пришел туда менеджером. Полгода он провожал ее взглядом, потом начал ухаживать, провожать с работы, дарить цветы. Около года Аня с Сергеем скрывали свой роман от подчиненных, пока наконец уставший от конспирации менеджер не настоял на свадьбе. Через неделю после бракосочетания Сергей был уволен – правила внутрикорпоративной этики запрещали сотрудникам вступать в любовные отношения.
– Но самое ужасное началось потом, – пожаловалась мне Аня. – Окружающие сотрудники начали постоянно доставать меня вопросами, рассказывала ли я мужу о делах на фирме, показывала ли ему те документы, которые Сереже видеть было не положено. А с его уходом вообще все накалилось. Он-то теперь почти конкурентом сталѕ Созвали даже специальное собрание, на котором несколько высших менеджеров отказались отдавать мне секретные бумаги. Директор их вроде бы уговорил, но они продолжали меня обходить.
Месяц назад из «Альянса» уволили и Аню. Директор сказал, что она вносит дисгармонию в рабочие отношения. Теперь Аня сидит дома и тоскует:
– Там столько друзей осталось, вся жизньѕ Зарплата такая была. А скоро вообще семинар будет, все поедут на турбазуѕ
Я, желая утешить, произнес какую-то банальность, типа «любовь требует жертв». Аня дико посмотрела на меня. В ее системе координат такие вещи, как любовь, были теми эфемерными понятиями, которыми жертвуют во имя более конкретных целей. Карьеры, например.
– Если б я знала, что так все обернется, я бы никогда не вышла замуж. Что мы, плохо жили, что ли? Ну встречались бы, как и раньше, три раза в неделю. Может быть, нужно развестись, чтобы вернуться?..
– Негласные правила, касающиеся служебных романов и супружеских пар, существуют во многих фирмах, – объяснил мне Илья Стернин. – Например, в одной крупной западной логистической компании запрещено брать на работу супругов, и существует табу на любовные связи между сотрудниками. Чтобы раскрыть нарушителей, из головного офиса в филиалы наведывается «комиссия нравов» и выискивает таких людей. В российском отделении они разоблачили уже не одну семейную пару. Кстати, супруги работали в разных отделах и в офисе даже не встречались. Но их все равно вычислили и уволили. А все потому, что считается, что супруги слишком много времени тратят на общение друг с другом и отрицательно влияют на работоспособность всего коллектива. И вообще, внутрикорпоративная культура, равно как и любая другая, – это насилие над личностью. Но есть выбор: не нравится – уходи!
* * *
Мы – одна большая семья,
Нет преград нам нигде и ни в чем!
Т. Б. М. побеждает всегда!
Т. Б. М. лишь стремится вперед!
(Гимн компании Т.Б.М.)
Как раз на днях главные реформаторы страны определились с национальной идеей, которую вот уже десяток лет ищут на необъятных просторах Отчизны.
– Я считаю, что идеологией России на всю обозримую историческую перспективу должен стать либеральный империализм, а целью Российского государства – построение либеральной империи, – заявил на днях глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. – Это единственный реальный способ по-настоящему, на равных, в партнерском режиме, построить свою работу с достойными партнерами, для того чтобы вместе с ними защищать порядок и свободу на Земле!
Я, правда, не очень хорошо понимаю, как либерализм может сочетаться с империализмом. Но это и не главное. Задумку правых очень хорошо поняли те, кто уже сейчас мыслит категориями внутрикорпоративной культуры. В конце концов и для нашего президента мысль «В “ЛУКойле” нет ни эллина, ни иудея» может показаться подходящей для объединения народов России.
«Государство, заслуживающее названия действительно “эффективного”, — написал Олдос Хаксли в романе “Лучший из миров”, – это такая система, где политические руководители, опираясь на целую армию администраторов, держат в руках порабощенное население, которое излишне даже принуждать к труду, ибо оно с радостью приемлет свое рабствоѕ»
И наверное, именно этой цитатой должна заканчиваться экспозиция когда-нибудь откроющегося в столице музея истории капитализма в России, посвященная текущему этапу современности.