Отец Федор Людоговский
храм Святителя Николая Чудотворца в поселке Дружба (город Мытищи)
Суббота, 23 марта
Перестал ездить в храм на машине по субботам: получается не быстрее, чем на общественном транспорте, да еще и все время дергаешься — успеешь, не успеешь? А в электричке-метро-автобусе можно книжку почитать. Или поспать. Но тут я за первую неделю поста так устал, что поехал на машине.
Дальше — всенощная. Вечерню служил я, потом меня сменил настоятель, а я исповедовал. Людей было довольно много, но все-таки это невозможно сравнить с тем, что было (и есть) в храме рядом с моим домом, в Ново-Переделкино. Там я служил священником всего полгода — и это был хороший, хотя и непростой опыт. Ранняя литургия: перед тобой — пара сотен человек. Абсолютное большинство не совершило никаких смертных грехов, им нужен просто формальный допуск к причастию. Но есть и другие — те, кто пришел в первый раз, те, кому действительно есть что рассказать. Тех и других нужно выслушать, тем и другим уделить внимание — но при этом успеть все это сделать до того, как священник, стоящий на амвоне с чашей, развернется и уйдет в алтарь. Затем — поздняя литургия. Картина — аналогичная.
В середине службы вижу на телефоне два непринятых вызова: от жены и с городского телефона, где-то в Ново-Переделкино — то есть по соседству с домом. Перезвонил жене — может, случилось что? Оказывается, супружеская пара старичков, живущих в соседнем подъезде (я их в прошлые годы несколько раз причащал на дому), просила благословить их есть молочные продукты во время поста — они совсем больные, без молочного никак нельзя. Жена пыталась их уверить, что я обязательно «разрешу», но они хотели услышать это именно от меня. Вечером позвонил им, успокоил. Не понимаю этих «разрешений» и «благословений». Зачем нужен такой пост, если люди потом в больницы попадают?
«Не понимаю этих «разрешений» и «благословений». Зачем нужен такой пост, если люди потом в больницы попадают?»
Воскресенье, 24 марта
Утром в кои-то веки выбрались в храм всей семьей. Сапожник без сапог — обычное дело. Храм рядом с домом набит до отказа. А собраться в Мытищи, где я служу, — целая история. Но вот получилось наконец, слава Богу. Сын Лев был со мной в алтаре, а девицы — в храме с женой.
Понедельник, 25 марта
Первый день недели выдался какой-то сумасшедший. Я предвкушал: встану утром, сделаю зарядку, помолюсь, прочту сегодняшние ветхозаветные чтения — и усядусь писать свою разнесчастную книжку про акафисты, которые не могу написать уже несколько лет. Но не тут-то было: сразу все пошло наперекосяк. Все куда-то бегут, все время дергаешься — невозможно сосредоточиться. Написал что-то, но совсем мало.
Зато жена, которая занимается с инструктором, проехала сама (совсем одна!) свои первые километры. Надеюсь, когда-нибудь это окупится — будет меня и всех нас возить.
Вечером сходили со Львом погулять в поля за новыми домами — он на лыжах, а я пешком.