Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
Казантип. 1992 год. Похмельное летнее утро. Три страдающих москвича бредут мимо стихийного базарчика. Их с трудом наводящиеся на цель глаза фиксируют спасительную трехлитровую банку молока. «Бабушка, почем молочко?» — интересуется один из москвичей дрожащим голосом. «Двести пятьдесят купонов, — отвечает торговка. (Это тогда такая валюта была у незалежной Украины.) — И крышечка — 25». «Не надо нам крышечки», — отмахиваются отдыхающие, суют бабушке мятые купоны и, удаляясь, начинают передавать друг другу вожделенную банку. И вот первая помощь получена, а в сосуде еще плещется не меньше полутора литров лекарства. Нести ужас как неудобно. И один из москвичей возвращается к торговке: «Ладно, давайте вашу крышечку». «Пятьдесят», — ласково улыбается бабуля. Торговаться бесполезно. Налицо классический случай ценовой дискриминации первой степени. Продавец индивидуально оценивает эластичность спроса каждого покупателя на товар (в нашем случае — крышечку) и устанавливает соответствующую цену.
Современный потребительский рынок вроде бы все меньше похож на тот казантипский базарчик. «Цивилизованная торговля» — от супермаркетов до интернет-магазинов — вовсю теснит рынки и маленькие магазинчики, где можно торговаться. Всем покупателям называется одна и та же цена на товар — или, когда цен несколько, потребитель знает, какие они. Ценовая дискриминация все равно имеет место, но не первой степени, а второй (когда, например, предлагается скидка при покупке большого количества товара — вроде «семейного» тюбика зубной пасты) или третьей (когда, например, скидку получают пенсионеры или студенты). Такую практику никто не ругает — наоборот, она многим нравится. И при этом помогает торговцам получать больше прибыли, вовлекая в число клиентов тех, кто ничего не купил бы при единой цене.
Филлип Лесли из Стэнфордской
В 2005 году профессор Пенсильванского университета Джозеф Туроу изучал отношение американцев к ценовой дискриминации первой степени: 87% опрошенных сочли безобразной ситуацию, когда
Продавцы знают о своих покупателях все больше — и не только в интернете. Многие западные розничные сети хранят информацию обо всех покупках, и, поскольку большинство людей платят карточками и расписываются на каждом чеке, торговец отлично знает вкусы и пристрастия сотен тысяч клиентов. При нынешних технологиях использовать эту информацию (например, предложить ценному покупателю индивидуальную скидку) проще простого. Мы часто даже не замечаем, когда «цивилизованная розница» берет с нас разные деньги за одно и то же. Мой профессор маркетинга Пьер Шандон демонстрировал в классе, как одна известная фирма по аренде автомобилей в Париже выдавала через свой сайт разные цены на одинаковое предложение французу, американцу и румыну. Видимо, у фирмы была
Эксперты американского Союза потребителей в 2005 году изучали сайты по продаже авиабилетов — Travelocity, Expedia и другие — и заметили, что цена одного и того же билета может вдруг подскочить между двумя этапами бронирования. Можно заподозрить, что хитрый робот узнал о потребителе