В России невозможно купить пачку сигарет без устрашающих картинок на ней: на пачках изображены пораженные раком легкие, состаренные лица, люди, страдающие от болезней, вызываемых табаком. В России эти иллюстрации появились в 2013 году. Основная их ель — заставить курильщиков отказаться от сигарет.
Страшные иллюстрации на пачках сигарет публикуют в 77 странах мира. Первой это начала делать Канада больше 10 лет назад.
Правда, эффективность картинок вызывает сомнения. Многие курильщики не готовы отказываться от вредной привычки, даже ежедневно видя эти устрашающие картинки. Если кого-то они сильно раздражают, то люди их просто закрывают и продолжают курить.
Тем не менее, ученые доказали, что страшные картинки не так уж и бесполезны. Они влияют на молодых людей и подростков, которые лучше представляют то, чем им грозит курение. Доклад ученых опубликован в журнале Annals of Behavioral Medicine, а подробее о нем пишет Vox.
Эксперимент ученых
В экспериментах ученых участвовали молодые люди в возрасте 18–25 лет. Им показали страшные картинки о том, что курение может вызвать рак легких, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания глаз, импотенцию и другие болезни. Картинки при этом были достаточно наглядными.
Затем молодые люди должны были по шкале от 1 до 7 оценить, как на них повлияли страшные иллюстрации. Возможно, они не оказали вообще никакого эффекта, а возможно, наоборот, люди решили бросить курить.
Картинки оказались эффективными
Оказалось, что картинки заставляют молодых людей задумываться о последствиях курения. Причем наиболее эффективно сочетание картинок и текста: 16 из 18 картинок имели значительный эффект. Один текст предупреждения о вреде курения оказался не слишком эффективным.
Например, текст, предупреждающий о возможной слепоте, получит 3,6 балла, а когда его сопроводили картинкой — уже 4,5 балла.
Авторы исследования полагают, что доказали эффективных страшных иллюстраций. Прежде всего, они заставляют нас задуматься о последствиях курения. Возможно, многие люди, зная о них, не будут начинать курить или решат броить.
Здесь и еще один важный момент: подобные картинки создают негативный образ бренда. Часто мы начинаем курить именно под давлением каких-то положительным ассоциаций именно с курением или определенным производителем. Возможно, когда-то мы увидели красивую фотографию своего любимого актера или музыканта с сигаретой. Нам мог запомниться образ курящих школьных товарищей или яркая реклама. Как раз эти ассоциации и разрушают страшные картинки. Если положительных ассоциаций с сигаретами не будет, то и курить будут меньше.
Канадцы бросают курить
Впервые страшные картинки на пачках сигарет появились в Канаде в 2001 году. Исследование 2007 году, проведенное в Канаде, Австралии, США и Великобритании, подтвердило эффективность этой антитабачной кампании.
60% канадцев постоянно замечали предупреждения на пачках сигарет. 40% курильщиков заявили, что хотят отказаться от вредной привычки после просмотра неприятных картинок.
Хорошие результаты были достигнуты и в Великобритании: там также курильщики часто замечали предупреждения.