Поклонники клизмы и кефира устроили на московском рынке наружной рекламы очередной скандал. В этот раз обструкции подверглось казино «Капитализм», что в здании кинотеатра «Гавана», владельцы которого повесили на улицах столицы десять рекламных растяжек с призывом: «Долой кефир и клизму – вперед к «Капитализму». Креатив представителей игорного бизнеса был тут же замечен лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который проезжал мимо. Геннадий Андреевич, как утверждают свидетели, остановился и даже устроил небольшой митинг под идеологически враждебной перетяжкой. На следующий день директору рекламной фирмы «Виатра», разместившей перетяжки «Капитализма», пришел грозный факс, подписанный первым заместителем главы управы Тверского района Москвы Алексеем Федотовым. «Прошу Вас в срочном порядке до 15.00 03.08.2004 демонтировать рекламную перетяжку, установленную между зданиями №45, 46 по ул. Новослободская с текстом «Долой кефир и клизму – вперед к «Капитализму». В течение дня в управу Тверского района поступают возмущенные обращения граждан на нелепое содержание Вашей рекламы, не несущее никакой смысловой нагрузки и воспринимаемое гражданами как оскорбление, – писал чиновник. – В случае если указанная конструкция не будет демонтирована в указанный срок, управа Тверского района вынуждена будет выполнить эту работу своими силами. При этом в дальнейшем паспорт на размещение Вашей фирмой рекламы на территории Тверского района согласовываться не будет».
Иными словами, чиновник открыто пригрозил фирме в обход всех законов лишить ее арендованных площадей. Угроза подействовала моментально, и растяжку в тот же день заменили на новую: «Веселее стала жизнь – август, мир, «Капитализм»!». Однако чувство недоумения осталось.
– Мы так и не поняли, что именно так взволновало людей – клизма или капитализм, – говорят в пресс-службе казино. – Вообще, в нашем старом слогане не было ничего плохого – ни нарушений действующего законодательства, ни какой-либо угрозы общественной нравственности. Может быть, граждане просто не поняли, что речь идет не о политике, а о развлекательном центре, хотя название казино было выполнено стилизованно, как на логотипе.
Между тем страсть к переписыванию рекламных текстов охватывает все большее количество чиновников. В течение двух недель члены Федерального собрания разбирались с рекламой пива на телевидении. Воодушевленные депутаты на пиве останавливаться не намерены. В интервью радио «Эхо Москвы» вице-спикер Госдумы Любовь Слиска поделилась экстравагантными планами эстетического регулирования рекламного рынка.
– Мне вот абсолютно непонятно, почему надо обрезать джинсы, пугать человека с ножом и говорить о том, что тарифы на связь «Джинс» уменьшены в 2,3 раза, – возмущается Любовь Константиновна. – Сначала создается впечатление, что девушка выходит убить своего парня за какую-то сцену, если она его застала где-то и прочее. Это какой-то просто садизм! Зачем вообще говорить, что у той компании такой тариф, у нас такой, да все они одинаковые, лупят с нас и за входящие, и исходящие...
Но больше всего вице-спикера раздражает реклама моющих средств:
– Я не пойму, где они находят такие грязные унитазы, для того чтобы показать нам, как хорошо действует это чистящее средство?! Кроме отвращения у меня это не вызывает ничего. Вот если бы я работала в рекламной фирме – а может быть, когда на пенсию пойду, то еще и поработаю там в качестве менеджера, – то уверена, что можно сделать и так, чтобы даже самая невкусная пицца завтра нарасхват расхватывалась.
Вице-спикер Думы отметила, что в цивилизованных странах такое безобразие по телевизору не показывают.