иллюстрация: Денис Кравец
Создать и вести успешный небольшой бизнес в России очень просто. Нет, правда. Сложности с формальностями и уж тем более с конкуренцией невероятно преувеличены, чем бы вы ни занимались. Достаточно всего лишь хорошо — даже не лучше, чем все остальные конкуренты, а просто на твердую четверку, — делать то, что обещано на сайте или в телефонном разговоре, и не пренебрегать своими клиентами. Особенно в периоды, когда их становится много.
Есть, конечно, куча контрпримеров — скажем, постоянно прогорающие новые рестораны. Но и это объяснимо: ни в какой другой бизнес не пытается поиграть такое огромное число дилетантов. Энтузиасты думают, что быть рестораторами так же просто, как и быть посетителями, и недооценивают всю сложность ресторанного бизнес-процесса. Естественно, что не ко всем люди даже заходят, не говоря уж о том, чтобы прийти повторно. В целом же рецепты до омерзения просты — если вы в состоянии профессионально и пристойно выполнять свою работу, а также умеете считать, разговаривать, слышать и отвечать на очень простые и конкретные вопросы по телефону, писать понятные для другого человека письма, соблюдать указанные вами же сроки, то вы сможете создать очень успешный бизнес. И ему не будут страшны никакие конкуренты, потому что, во-первых, мы до сих пор не представляем себе, что такое настоящая конкуренция, а во-вторых, даже часть упомянутых выше элементарных действий выполняют лишь единицы имеющихся на рынке коллег-соперников. Поразительно, но это именно так.
К счастью, самые мрачные прогнозы на 2009 год не оправдались, но ощущения, что мелкий и средний бизнес после своей несостоявшейся смерти с новыми силами ринулся в бой, нет. В начале этого года нас угораздило переезжать в новый офис. Опыт личного общения с целой вселенной больших и маленьких компаний и просто микропредпринимателей оказался совершенно бесценным! Я не раз вспомнил «человека, решающего проблемы» в исполнении Харви Кейтеля в «Криминальном чтиве». Что делал этот человек, когда Винсент Вега случайно отстрелил полголовы пассажиру? Ничего невероятного. Распоряжения были очень просты: сменить одежду, отмыть кровь, переложить труп в багажник, а не оставлять в салоне и т.д. Помню, как поразил меня контраст между титулом «человек, решающий проблемы» и простотой предпринятых действий.
В нашем случае не было крови, жертв и даже экстремальных ситуаций. Но абсолютное большинство интеракций с поставщиками и контрагентами напоминало диалог с существами, у которых половина головы заменена на автоответчик. Они никогда (никогда!) не перезванивают, ни о чем не спрашивают, не уточняют и в лучшем могут предложить нажать на другую кнопку, чтобы вы могли услышать следующий автоответчик. И даже вменяемая речь директора ничего не гарантирует — в одной из таких компаний нам несколько дней обсчитывали заказ, а в результате предложили сделать все за 16 дней вместо обещанных пяти. При этом в другой, с которой мы общались параллельно, все обсчитали в нашем присутствии, а счет был меньше ровно в шесть раз.
К счастью, почти всегда, пусть и не без труда и не без везения, находятся прекрасные, профессиональные, пусть и единичные люди и компании, которые в состоянии нормально разруливать совершенно стандартные, предсказуемые и простые ситуации. И надо сказать, мы всегда представляем себе алгоритм поиска именно таких людей, «решающих проблемы». Мы делимся с друзьями их координатами, бесконечно их ценим и уважаем. И не снимаем про них фильмы лишь потому, что не до конца еще понимаем, как их мало. Возможно, их все же станет больше — но мировая тенденция явно говорит об обратном. По крайней мере все мои многочисленные друзья из Англии, Германии, Франции и особенно Италии смеются над тем, как мы жалуемся на отсутствие профессионалов у нас. Все дружно уверяют, что трудности в решении бытовых и весьма стандартных сервисных задач (скажем, банальный ремонт любой бытовой и офисной техники или установка интернета) могут оказаться практически неразрешимыми или требуют бессмысленного, отвратительного количества денег и времени. Некоторые даже вооружаются нашим опытом и выписывают на недельку наших айтишников, например, в Лондон. На круг это оказывается дешевле, чем работа с местными компаниями. В общем, возможности для бизнеса и полной занятости здесь, а при большом желании экспансии туда огромны. Когда же кто-то, рассуждая о возможности самостоятельного полета, тяготится отсутствием «масштаба деятельности», который как будто бы есть при работе по найму в крупной корпорации, я вспоминаю слова своего приятеля из Болгарии, владельца трех небольших семейных отелей на побережье и в горах. Георгий как-то давным-давно назвал себя мелким буржуа и на мой вопрос, что это означает, ответил: «Это значит маленький свободный человек».