Книга Елены Трегубовой возглавляет список бестселлеров практически во всех крупных магазинах Москвы. Успех понятный. Большинство читателей, видимо, надеются, что в «Прощании кремлевского диггера» автор дорассказывает то, о чем не успел поведать в «Байках кремлевского диггера». То есть, что вторая книга — продолжение первой.
Однако на самом деле это действительно прощание. Баек больше не будет. По крайней мере, баек о кремлевском «подземелье» и похождениях в коридорах власти. Вторая книга — большое послесловие к первой. Не удивлюсь, если вскоре они обе выйдут под одной обложкой. «Прощание» — книга о том, что было с Трегубовой после публикации. А было — ни больше ни меньше — «самодельное взрывное устройство». Бомбу привязали к ручке двери рядом с квартирой Трегубовой. Сама она по чистой случайности осталась жива. Это сюжет первой части «Как взрывали меня».
Во второй — «Как взрывала я» — Трегубова рассказывает, почему «Байки кремлевского диггера» вышли в издательстве Ad Marginem, какой они стали сенсацией, как политики снимали с них ксерокопии, как задерживали тираж, какой ажиотаж был у иностранных корреспондентов, как Парфенов снимал сюжет для «Намедни» и как сюжет запретили. В общем, вполне содержательно.
Самое замечательное в «Прощании кремлевского диггера» — тон. Восторженно-легкий, уверенный, исполненный искренней приязни к самой себе. Вроде бы серьезные вещи происходят: бомбы вокруг взрываются, следователи странно себя ведут, отпечатанный тираж в Москву не завозят. Иными словами, власть явно ополчилась против Трегубовой. Но с другой стороны — вроде бы и ничего страшного. Потому что вокруг друзья. В квартире две кошки, подруга Маша Слоним приезжает на новом «пежо», все время кто-то звонит, коллеги журналисты приходят на помощь, Березовский приглашает в Лондон на день рождения, книга расходится сумасшедшим тиражом, и Трегубова уверенно выигрывает у Коха спор о том, чье произведение лучше раскупается: его «Ящик водки» или ее «Байки».
Это какой-то новый этап в истории освободительного движения и неподцензурной печати. Власти как будто всерьез угрожают автору и покушаются на его жизнь, но дела до конца не доводят и словно смиряются с поражением. Издатели отказываются печатать книгу, но она все-таки выходит, и не за границей, а здесь. Чиновники с упоением читают антипутинский пасквиль и снимают с него ксерокопии. И главное, Трегубова пишет с каким-то вызывающим изумление чувством собственной защищенности. Во второй части есть рассказ о поездке в Израиль к Гусинскому — ему Трегубова предлагает напечатать «Байки», но по прибытии забывает лэптоп в кафе. Хозяин кафе уверяет, что компьютера не находил, но стоит сделать звонок Гусинскому — и проблема решается в минуты. Московские приключения Трегубовой отличаются той же самой поэтикой: все плохо, но в конечном счете все хорошо. Сказка со счастливым концом.
Короче говоря, все очень удачно получается: книга вышла, имела успех, автор жив, в стране ничего не изменилось.