Способ 1. «Я в беде»
С этим видом телефонного мошенничества, пожалуй, сталкивался практически каждый. Суть его проста — на мобильник жертвы приходит сообщение с незнакомого номера, в котором говорится: «Мама (папа/любимый/дорогая)! Я попал(а) в беду, пишу с другого телефона, срочно переведи на этот номер тысячу рублей!». Как правило, такой грубый обман хорошо действует на людей старшего возраста — они попросту не удосуживаются перезвонить своей дочке (сыну/жене/возлюбленной), а сразу же бегут к терминалу оплаты.
Иногда мошенники используют и более изощренный способ: позвонив жертве, они представляются сотрудниками органов и требуют взятку в обмен на то, что не станут заводить дело на родственника, якобы попавшего в неприятную ситуацию. Такой метод зачастую работает не только с бабушками-пенсионерками, но и с более опытными пользователями.
Как защититься: мошенники играют на смятении жертвы, поэтому, чтобы противостоять обманщикам, достаточно для начала успокоиться и выяснить, все ли в порядке с «попавшим в беду» родственником. Вполне вероятно, что он мирно спит в соседней комнате.
Способ 2. Злая техподдержка
Не реже, чем сообщения от злосчастных “дочек”, абонентам приходят SMS от «техподдержки». Как правило, жертве сообщают, что ее номер якобы заблокирован и для исправления ситуации нужно срочно принять меры. Например, абонента могут попросить отправить «SMS о перерегистрации» на номер, который впоследствии окажется очень-очень платным, или позвонить «оператору колл-центра» для решения проблемы. Особо изобретательные мошенники не только ответят на такой звонок, но и начнут выяснять ваши данные — адрес, паспортные данные и даже пин-код банковской карты (представьте себе, это тоже работает!).
Как защититься: как и предыдущем случае, не следует впадать в панику. Необходимо сразу же связаться с настоящей технической поддержкой своего оператора. А лучше навсегда запомнить — SMS с предложением решить проблемы здесь и сейчас — это однозначный фрод.
Способ 3. Троянский конь
“Троянами” называют самораспространяющиеся вирусы, маскирующиеся под абсолютно безобидные сервисы. Такие вирусы пользователь активирует сам. В случае с мобильниками речь идет об SMS и MMS, которые предлагают перейти по внешней ссылке, например, чтобы загрузить обновления или посмотреть поздравительную открытку. В награду за наивность пользователь получает на свой телефон троянскую программу, которая без его ведома рассылает дорогие сообщения на платные номера и творит прочие гадости.
Как защититься: поставьте на свой смартфон антивирус. Вы же защищаете свои компьютеры и ноутбуки (ведь защищаете?!), телефон в техническом плане от них ничем не отличается. Кроме того, не реагируйте на сообщения, приходящие с незнакомых номеров — подобные SMS сами по себе должны служить для вас сигналом тревоги.
Способ 4. Услуги заманчивые и не очень
Существует масса сервисов, предлагающих получить доступ к чужим звонкам, сообщениям или координатам местоположения. Практически всегда подобные услуги являются фикцией, развлекательным контентом, но пользователи принимают такие игрушки за чистую монету и охотно на них соглашаются. Стоимость услуги обычно не превышает 30 рублей, но дело в том, что цена указывается за один просмотр или, скажем, за один день использования, при этом со счета пользователя может списаться оплата сразу за сотню просмотров. Кстати, такие махинации и мошенничеством-то назвать нельзя — просто «мелкий шрифт».
Помимо услуг, на которые абонент соглашается сам, существуют навязанные услуги. Например, оператор подключает вам вместо гудка симпатичную мелодию, но не говорит о том, что после недели пробного использования вы будете за это платить. Впрочем, после многочисленных судебных исков подобная практика у российских операторов не в чести.
Как защититься: откажитесь от ненужных сервисов, они — прямой канал доступа к вашему кошельку. Если же вам совсем невмоготу — внимательно читайте пользовательское соглашение, как если бы это был договор на ипотеку. А еще заведите привычку брать детализацию счета каждые две недели — тогда станет ясно, куда утекают ваши денежки.
Способ 5. «Можно позвонить?»
От технических уловок снова вернемся к социальной инженерии. Весьма изящный способ сравнительно честного отъема денег не так давно появился в арсенале телефонных мошенников. На улице к вам подбегает миловидная девушка с заплаканными глазами: «Мне очень надо позвонить маме! Вы не могли бы одолжить мне телефон на минутку?»
Как истинный джентльмен, вы сразу же протягиваете несчастной свою трубку, а после непродолжительного разговора недосчитываетесь нескольких сот рублей — ведь мошенница все это время держала ваш номер на платном канале.
Как защититься: ответ банален — не давайте свой телефон в руки незнакомым людям. Специалисты по информационной безопасности вообще советуют относиться к своей трубке так же, как к кошельку. Предложение попользоваться бумажником пару минут определенно вызовет у вас недоумение — такие же эмоции должны появляться при просьбе позвонить с вашего телефона.
Методов мобильного фрода существует множество, но против большинства из них есть универсальный рецепт: будьте бдительны, не доверяйте незнакомым номерам и незнакомым телефонным собеседникам.