Фото: Алексей Кузьмичев
РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Районная библиотека на Шаболовке вполне могла бы быть супермаркетом. Или стоматологической поликлиникой. Или кафе. Тогда там горел бы яркий свет и стояли очереди. Но очередей нет. На двери библиотеки объявление курсов английского языка и листок с информацией ГУВД о том, как отличить шахидку от простой чеченской женщины: «Терроризм не имеет национальности, но опыт свидетельствует…» В гардеробе — гардеробщица в уютных домашних тапочках, на вешалке два пальто. Одно принадлежит даме из читального зала, другое — даме из абонемента. Пальто гардеробщицы — на самой гардеробщице. «Конечно, у нас бывают читатели, — уверяет меня дама из читального зала. — Студенты приходят заниматься. Чаще днем, но и вечером тоже. В доме над нами общежитие. Сидят, пишут конспекты. В сессию тут вообще сесть негде. Книги берут — по психологии и по экономике». За спиной у дамы полка с пособиями по менеджменту и НЛП. Перед дамой стопка сочинений Корецкого, Незнанского и Донцовой. Я задаю вопросы, она отвечает долгими паузами. За окном истерически гудит вечерняя пробка. Дама устало вздыхает. «Раньше я в фирме работала, которая книги по почте рассылает. Потом она обанкротилась. В книжный магазин меня не взяли — им молодые нужны. А те, кому за 50, не нужны вообще никому. Извините, я отойду — надо сделать ксерокс». Ксерокс в фойе — это самая востребованная платная услуга населению. Еще можно брать на дом книги из читального зала за 10 рублей в сутки. Но этой услугой никто не пользуется. Районная библиотека — это для тех, у кого не бывает лишних денег. Она вообще вся
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
В Российской государственной детской библиотеке, что на Калужской площади, справа от Владимира Ильича, никак не кончатся восьмидесятые. В фойе тематические выставки: Великая Русь, Великая Отечественная, дружба народов, творчество художника Виктора Чижикова. Из творчества представлены олимпийский мишка, сто тысяч жирных котов и шаржи на известных людей, из которых самый известный Илья Кабаков. Еще в фойе имеется громадное произведение советского декоративноприкладного искусства, которое может означать все что угодно — от мирного атома до счастливого детства. Вокруг скульптуры по вечерам сидят счастливые родители, пока дети репетируют в театральной студии или играют с психологом в прятки в темной комнате.
Новым читателям контролерша у входа читает лекцию: здесь у нас информационный центр, там читальные залы, тут фонотека. Можно записаться на язык. На четвертом этаже работают психологи. Если ребенок левша или никак не может научиться писать гласные и ставить в конце предложения точку — вам туда. Все это лечится: левшей в индивидуальном порядке обучают писать правой, начинающие легастеники раз в неделю собираются в читальном зале для дошкольников, рассаживаются на пуфах, рисуют
ЛЕНИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Елена Владимировна Макаревич сорок пять лет провела между небом и землей — на девятом и десятом этажах Ленинской библиотеки. Лучше нее с Гитлером и Геббельсом не знаком никто. Во всяком случае в библиотеке. Бывало, сотрудницы, наткнувшись на портрет фюрера или его министров, кричали: «Лена, смотри — твои!» В те времена на девятом и десятом этажах была запретная зона. Лифт на этих этажах не останавливался. Сотрудников других отделов сюда не пускали. Здесь был спецхран. Сейчас большинство книг перевели из спецхрана в общее хранение, а здесь остались только фонд русского зарубежья и кое-что из «разного». Немецкая диссертация по музыковедению. В оглавлении значится «Интерпретация музыки по Марксу и по Фрейду». Около инвентарного номера штемпель — ромб, «секретно». Рядом с диссертацией толстенный англоязычный том «50 лет коммунизма». На нем два ромба. Такие книги вообще хранились за решеткой и под замком.
Елена Владимировна говорит уверенным голосом, как на партсобрании. «В 1960 году я закончила истфак. Мой муж, он служил в МВД, посоветовал поискать работу в Ленинке. Я пришла в отдел кадров, а там сидел человек, как потом оказалось, — Михаил Илларионович Коробов, начальник спецхрана. Посмотрел мои документы и сказал: эта девушка нам подходит». Библиотека искала специалиста со знанием немецкого языка: надо было разобрать так называемый трофейный фонд, 38 ящиков с нацистской литературой, Volkischer Beobachter, геббельсовский Angriff. «Постепенно работа меня засосала, — рассказывает Елена Владимировна, — Гитлер с Геббельсом мне как родные стали». Елена Владимировна сидит за компьютером на родном десятом этаже. Ее сегодняшний проект — словарь русской эмиграции. Я спрашиваю, не тошнило ли ее от такого количества нацистской пропаганды. «Да нет, — отвечает Елена Владимировна, — у нас интерес был с научной точки зрения. А идеология у нас была очень сильная, так что пропаганде мы, конечно, не поддавались. Зато я узнала много такого, чего у нас тогда не рассказывали. Например, про расизм. Представьте, мы едем в метро, держимся за поручни, там всякие бактерии — сифилис, СПИД. Так вот, рука белого человека, если он возьмется за поручень, сама заглатывает эти бактерии. Если сделать анализ, то никакой инфекции не обнаружится. А у негров кровь другая, их рука не съедает микробы, все так на ней и остается. А мы в СССР ничего про эти вещи не знали».
В библиотеку, где работает Елена Владимировна, восходят, как в греческий храм, по широкой мраморной лестнице с колоннами. За парадной лестницей — святилище, читальный зал № 3. В нем величественный, как Зевс, Владимир Ильич с изрядной высоты взирает на читателей. Читателей много — среди предсказуемых студентов и научных работников над книгами склоняют головы задумчивый майор милиции в унылом мундире, улыбчивый румяный штурмовик-черносотенец в живописной форме с нашивками и огромный рыжий человек с пейсами и в кипе. На столах стоят таблички: «Занимайте любое место». А на стальной двери отдела рукописей другая табличка — «Мест нет». За дверью — дюжий милиционер и еще одна табличка: «Соблюдайте тишину. Ангел-хранитель». Дальше — каморка, в ней куча фототехники и монах за компьютером. Это Троице-Сергиева лавра оцифровывает свой конфискованный после революции архив. В читальном зале шесть мест. Все, разумеется, заняты. В коридоре две девушки вычитывают рукописи Гоголя — для нового издания полного собрания сочинений. Хилые окна. Убитый линолеум. Обстановка коммунальной кухни. В доисторическом прошлом отдел располагался в Пашковом доме. Потом под ним прорыли метро (станция «Боровицкая»), Пашков дом покосился, а рукописи эвакуировали в здание библиотечной типографии. Про царящий там бардак ходили легенды.
Перед входом в хранилище рукописей — временно перемещенная из Пашкова дома скульптура: девушка с головой мужчины на блюде. «Раньше она стояла у читального зала, но монах попросил убрать ее с глаз подальше. Юдифь его очень расстраивает». — «Почему Юдифь? Я думаю, это Саломея с головой Крестителя». — «Не может быть! Вы посмотрите, какая она худая. Саломея танцевала Ироду танец живота, а у этой вообще нет никакого живота».
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
— Здравствуйте, это библиотека МГУ?
В библиотеку МГУ на Воробьевых горах просто так не попадешь — она еще закрыта. Надо специально договариваться. По телефону отвечает неизвестная сотрудница.
— К нам нельзя. У нас еще ничего не готово. Только проводка есть. Даже компьютеры еще не подключили.
— Я понимаю, но мне не нужны компьютеры. Хочется просто посмотреть.
— На что смотреть, мы же не музей. И откуда вообще такой интерес? У библиотеки МГУ еще 15 зданий. Там все работает, туда и идите. А здесь только конференц-зал открылся. Когда будет какая-нибудь конференция, можете прийти.
Главному вузу страны библиотеку подарила главная московская строительная компания — «Интеко», которой управляет жена главного москвича Елена Батурина.
— Ну раз уж самому посмотреть нельзя, хоть вы мне скажите — здание хорошее, вам нравится?
— Ну как сказать… света много, места много, мрамор везде. А так — не нравится.
— А что так?
— Церетели оформлял, вы же понимаете. Служебные помещения бестолковые, сидим в цоколе, под землей, окна на уровне тротуара, а мы в четырех метрах под ними. Нет проходов между хранилищами, коммуникации плохо спроектировали, и теперь под них отрезают место у хранилищ. У нас в стране вообще никто не умеет строить библиотеки, это за границей есть такие специалисты. Но в общем ничего страшного. Мы пока перевезли полмиллиона книг, надо еще четыре. Мебель для читальных залов недавно закупили хорошую, американскую. Ждем теперь компьютеры.
ИНОСТРАННАЯ БИБЛИОТЕКА
У входа — Британский совет. На втором этаже — выставка корейского искусства. Под крышей —
Вокруг Розали сидят человек десять. Возраст от аспирантского до пенсионного. Разговор, естественно,
Джордж: Россия просто нуждается в монархии. Мы так привыкли. Нам нужна сильная, авторитарная власть. При Ельцине был хаос, все рушилось, здесь жить было невозможно. Народ ругал правительство, правительство ругало народ. А потом пришел Путин, отменил демократию и вернул народу общие ценности. Например: мы будем мочить в сортире чеченцев (это произносится
Интеллигентная дама, кажется, преподаватель Консерватории: Ну и что это за порядок?
Джордж: Такой, по которому работает государство. Оно так работает уже много веков. Это имперский порядок. Есть президент. Все его уважают.
Муж дамы, пожилой журналист: Я так не думаю. Вообще наш разговор напоминает заседание «Союза меча и плуга». Не понимаете? Soyuz mecha i orala.
Джордж: У нас только так и можно — люди видят только черное и белое. Вы посмотрите: дела пошли на лад. Потому что у Путина вся власть. Он самый сильный человек в стране.
Учитель математики, судя по непринужденному английскому, эмигрант: Почему у него? В России есть двухкамерный парламент, он имеет значительные полномочия.
Джордж: Ну и что, что есть. Какие полномочия — Путин этот парламент назначает.
Девушка-юрист:
Молодой человек, похожий на Билла Гейтса: А что он сделал со свободой слова?!
Джордж: О чем вы говорите?! Вот мы с вами собрались и свободно обо всем говорим.
Пожилая дама, похожая на королеву-мать: Кстати, о Ходорковском. Говорят, он будет теперь работать учителем мата.
Все: Какого еще мата?
Дама: Будет математику в школе преподавать.
Розали: Вы хотите сказать, что его выпустят из колонии?
Учитель математики: Да нет же, просто он в колонии самый образованный. Там есть школа для зэков, а учителей нет. Ходорковский сказал, что хочет преподавать математику, химию и историю. В колонии важно работать, чтобы выйти досрочно.
Джордж: Историю?! Представляю, чему он их там научит.