В России, как и в большинстве других стран мира, довольно негативно относятся к мигрантам. Кто-то уверен, что они забирают чужие рабочие места. Кто-то полагает, что их присутствие приводит к росту преступности, а кого-то просто раздражают люди с чужой культурой и традициями.
В Москве стараются ограничить приток иммигрантов из бывших советских республик в город. В России в целом действуют квоты на иностранную рабочую силу. Похожая ситуация и в Европе, которую просто наводнили выходцы из Ближнего Востока и Африки. В США же актуальна проблема нелегальных мигрантов из Латинской Америки и некоторых азиатских стран, которые могут жить в стране десятилетиями.
При этом экономисты обычно положительно оценивают влияние мигрантов на экономическую ситуацию в стране и рынок труда. Андреас Берли из Швейцарского института экономики и Джованни Пери из Калифорнийского университета в Дэвисе сделали анализ на примере швейцарской интеграции на европейском рынке труда после 1999 года и изучили, как снятие ограничений на миграцию повлияло на зарплаты и трудоустройство местных жителей.
После того, как законодательство было либерализовано, в Швейцарию вырос приток иммигрантов. В основном приезжали образованные европейцы. В теории они должны были конкурировать с образованными швейцарцами и снизить их зарплаты. Но на практике все произошло иначе: многие швейцарцы переквалифицировались или были повышены в должности. В итоге, они стали управлять специалистами из других стран. Потери понесли лишь швейцарцы со средними зарплатами — их действительно потеснили иммигранты.
В случае с Россией механизм несколько иной: сюда приезжают в основном неквалифицированные работники. Они могут потеснить со своих рабочих мест таких же неквалифицированных россиян, что и происходит. Достаточно зайти в сетевой магазин или на стройку. Но для некоторых россиян это шанс на переквалификацию или повышение — кто-то же должен управлять иммигрантами.
Как европейцы начали ездить на работу в Швейцарию
В период с 1999 по 2004 год швейцарский рынок труда становился все более доступным для граждан соседних стран (Италии, Франции, Германии и Австрии), ездивших на работу в Швейцарию. Граждане этих стран могли работать только в пограничном районе и не могли работать в центральном районе Швейцарии.
В 1999–2007 годы процесс получения работы в Швейцарии был упрощен и для других мигрантов, это произошло симметрично во всех регионах. Однако мигранты не могли работать за пределами пограничных районов.
После 2007 года власти пошли на дальнейшие послабления: мигрантам разрешили свободно работать в любой части страны, в том числе и в центральных районах.
Разница в степени доступности для мигрантов пограничного и центрального районов позволила ученым проследить, насколько открытость границ влияет на потоки мигрантов и как это отражается на рынке труда. Поскольку работники из соседних стран и другие иммигранты не отличались по демографическим характеристикам и навыкам, ученые проанализировали общую долю иностранных работников.
Влияние на иммиграцию
На графике можно увидеть, как менялось количество новых мигрантов в пограничных и центральных регионах. Доля новых иммигрантов в обоих районах менялась практически одновременно (с разницей в 7 процентных пунктов). Тем не менее, в пограничных районах рост все-таки проходил быстрее.
Послабление миграционного законодательства сразу же приводило к росту мигрантов — многие европейцы хотели работать в Швейцарии.
Как приток иммигрантов повлиял на рынок труда
Чаще всего местные жители жалуются на то, что мигранты забирают их рабочие места и мешают зарабатывать. Однако исследование этого не подтвердило. Часы работы местных жителей и их зарплаты приток иммигрантов не изменил.
Более того, хорошо образованные швейцарцы даже выиграли от этого: зарплаты высококвалифицированных специалистов выросли. А вот зарплаты специалистов среднего звена слегка упали, при этом никак не изменился доход людей с низким образованием.
Это выглядит немного загадочным, ведь работать в Швейцарию обычно ехали в основном высокообразованные европейцы. Они по идее должны были конкурировать с местными жителями. Однако здесь работает процесс адаптации: мигранты занимают рабочие места, а местные жители переходят работать в те сферы, в которых иммигранты не востребованы. В случае Швейцарии многие местные жители смогли перейти на более высокие управляющие позиции, а мигранты просто заняли их рабочие места. Этим можно объяснить и рост зарплат.
Не повезло людям со средним образованием — иммигранты конкурировали именно с ними. Поэтому менее образованные швейцарцы уступили им выигрышные позиции и перешли менее благоприятные должности.