Когда с утра мы приходим на работу, открываем почту или выходим после встречи с начальством, часто возникает ощущение, что на нас навалилась куча дел, которые мы совершенно не успеваем сделать вовремя. Такие цейтноты приносят нам стресс и заставляют думать, что в сутках просто слишком мало часов. Однако, оказывается, проблема не в объективной нехватке времени, а в том, как мы относимся к появляющемуся каждый день списку дел.
Эту проблему изучили специалисты по маркетингу и опубликовали целое исследование на эту тему в журнале Journal of Marketing Research.
Почему нам не хватает времени?
Ощущение нехватки времени часто бывает ложным. Ученые решили разобраться, что стоит за давлением временных рамок, вызывающим стресс. Для этого они провели эксперимент.
Они попросили участников исследования составить список дел, на которые им потребуется определенное количество времени, а затем представить себе, как они выполняют эти дела. После этого участники определили задачи, которые были бы по разным критериям несовместимы друг с другом.
Некоторые задачи конкурировали за время, например, когда кто-то из участников планировал выполнить две задачи в один и тот же промежуток времени. Иногда они оказывались взаимоисключающими по эмоциональной нагрузке или финансовым причинам, например, если человек одновременно планировал откладывать деньги на пенсию и купить более уютный дом. Как раз в том случае, когда в списке людей оказывались подобные взаимоисключающие задачи или конкурирующие между собой цели, участники испытывали стресс и тревогу и еще больше ощущали временные рамки.
Проблема оказывается не в том, что нам не хватает времени, а в том, что на это время мы строим несколько несовместимых по разным причинам планов.