Один из самых богатых людей мира Билл Гейтс, известный своей благотворительной деятельностью и оптимизмом, недавно сделал заявление, наделавшее много шума. Предприниматель уверен, что мир не сможет справиться с глобальной пандемией. Если другие сценарии уничтожения человечества, такие как извержение вулкана или столкновение Земли с астероидом, Гейтс считает маловероятными, то ситуация с вирусом Эбола, по мнению Гейтса, показала, что мы не готовы к серьезной эпидемии.
Судя по всему, Гейтс прав. Если же посмотреть на то, по каким причинам люди умирали в ХХ веке, то мы увидим, что, хотя обе мировые войны унесли миллионы жизней, не меньше людей убил испанский грипп, напоминает Vox.
Грипп уносит больше жизней, чем войны
О вероятности мировой пандемии мы знаем уже давно, ведь не раз в истории происходили массовые эпидемии. Согласно Марции Инхорн и Питеру Брауну, опубликовавшим в 1990 доклад об антропологии инфекционных заболеваний, за историю человечества инфекции унесли больше жизней, чем все войны, неинфекционные заболевания и стихийные бедствия вместе взятые.
Инфекционные заболевания — это старейшая и самая опасная угроза, которая сегодня не потеряла свою актуальность. Согласно директору американского Центра контроля и профилактики заболеваний д-ру Томасу Фридену, в удачные годы грипп убивает 10 000 жителей, в менее удачные он уносит в 5 раз больше жизней. Если же мы столкнемся с пандемией, ситуация будет еще хуже.
Каждый год — новый кандидат
Каждый год приносит нового кандидата на роль пандемии. В 2014 году им стал вирус Эбола, убивший более 10 000 человек и создавший панику во всем мире.
В этом году в США появилась легко передающаяся форма птичьего гриппа, который распространился на 14 штатов и убил около 39 млн птиц. Органы здравоохранения были вынуждены уничтожать птиц, чтобы грипп не мог распространяться дальше и не эволюционировал бы в ту форму, которой могли бы заразиться люди.
Все боятся мировой пандемии
Страх пандемии отзывается в культуре многочисленными фильмами о зомби: книга и фильм «Война миров Z” привлекли множество читателей и зрителей, во всем мире огромной популярностью пользуется телесериал Walking Dead, любители компьютерных игр увлечены войной с зомби.
Ученые из Университета Корнелла даже создали математическую модель нашествия объясняющую, где лучше всего прятаться от зомби в случае мировой эпидемии. А ведь нашествие зомби — это и есть образ страшного вируса, который может охватить всю планету.
Автор «Войны миров Z” пишет, что когда-то его поразило, что СПИД, в отличие от чумы и испанского гриппа, мог бы не распространиться с такой силой, если бы люди знали простые правила, как не заразиться этим заболеванием.
Чтобы привлечь внимание людей к опасности пандемии, сотрудники Центра контроля и профилактики заболеваний выпустили документ под названием «Готовность 101. Апокалипсис зомби», в котором они объясняют, как защитить себя от пандемии. По мнению авторов этого документа, люди не готовы думать о вероятности страшного заболевания, а если подать эту информацию как правила безопасности в случае нашествия зомби, они скорее будут готовы их прочитать.
В то же время, несмотря на то, что в культуре уже живет страх пандемии, человечество оказывается не готово к реальному вирусу. Это наглядно показала ситуация с вирусом Эбола.
Почему нам «повезло» с Эболой
Рон Клейн, назначенный Обамой руководителем, или «царем», борьбы с Эболой, вышел из этой борьбы вовсе не победителем. По его словам, Эбола показала, что существующие в США методы борьбы не самые эффективные.
При этом в каком-то смысле миру повезло (если можно говорить «повезло» о трагедии, из-за которой погибло 10 000 человек): Эбола не так легко передается. У любого человека, заразившегося этим заболеванием, симптомы очевидны. Кроме того, вирус свирепствовал в странах, откуда не так много людей уезжают в другие места, и эти страны были открыты внешней помощи.
Однако если бы вместо Эболы был бы какой-то другой вирус, например грипп, ситуация могла бы быть намного хуже. Заразившихся людей было бы сложнее распознать, и заболевание распространялось бы быстрее. Кроме того, его вспышка могла бы произойти в менее изолированной стране с большими городами, где живут десятки миллионов людей.
Эбола же распространялась относительно медленно. Инфицированные вирусом могут передать это заболевание только двум людям, тогда как, например, тяжелый острый респираторный синдром может передаваться сразу 4 людям, а темп распространения кори достигает 18 человек.
Таким образом, то, как люди отреагировали на Эболу, очевидно, не сработает в ситуации с более опасным и быстро распространяющимся вирусом.
Как люди способствуют развитию инфекций
Опасения Гейтса не безосновательны, поскольку он сам спонсировал создание модели глобального распространения болезни, которая была сделана для борьбы с полиомиелитом. Однако затем с помощью нее он проверил, как в современном мире мог бы распространиться Испанский грипп. Результаты показали, что за 60 дней все городские центры были бы заражены вирусом. Грипп распространился бы намного быстрее, чем в 1918 году.
Основная причина такой скорости заражения в том, что сегодня мы очень быстро двигаемся. С 1918-го года в 50 раз больше людей пересекает границу. И, в случае эпидемии, вирус будет пересекать границы вместе с ними. Более того, если его симптомы будут незаметны, он успеет распространиться еще до того, как мы поймем, что это опасная болезнь.
Модель Гейтса показала, что сегодня за 250 дней Испанский грипп убил бы 33 млн человек.
Страны с неразвитой системой здравоохранения угрожают развитым странам
Согласно ВОЗ, США тратят на здравоохранение более $8 000 на человека, а, например, в Эритрее на человека тратится меньше $20. С одной стороны, можно сказать, что эта проблема не касается развитых стран, однако если особо опасная инфекция распространится в Эритрее и люди не сразу узнают об этом, это коснется всех стран.
Это, опять же, видно на примере вируса Эбола. Если бы он появился в развитой стране, он быстро был бы обнаружен. Однако Эбола затронула самые бедные страны, где потребовалось три месяца, чтобы определить это заболевание. В тот момент, когда оно было обнаружено, его распространение уже сложно было контролировать.
Для того чтобы обнаружить подобный вирус, нужны базовые элементы системы здравоохранения: лаборатории для поиска образцов, тестирования и выявления вируса, полевые эпидемиологи, центры скорой помощи. И эта система должна работать каждый день, а не только в чрезвычайных ситуациях. Чтобы обеспечить такую структуру не нужно много денег, однако необходимо, чтобы это стало приоритетом для правительства.