"Лучше быть собакой в спокойное время, чем человеком во время хаоса", – так выглядит оригинал так называемого "китайского проклятия", которое на английском звучит как "May you live in interesting times", а на русском – "Чтобы ты жил в эпоху перемен". Как выяснили экономисты и демографы, это проклятие работает, особенно, в отношении судеб детей, которые родились и взрослели в эпоху этих самых перемен. Но не во всех странах одинаково. Европейская молодежь пострадала и от падения Берлинской стены, и от экономического кризиса 2008 года. Российская – только от распада СССР.
Дети стены
Арно Шевалье из Royal Holloway University of London и его коллега Оливье Мари из Университета Маастрихта проанализировали судьбы детей, которые родились в Восточной Германии сразу после падения Берлинской стены. Падение стены и воссоединение Германии можно отнести к числу тех кризисов, которые быстро и безвозвратно меняют будущее миллионов людей.
Одним из последствий падения коммунистического режима ГДР стало сокращение рождаемости в Восточной Европе. В Восточной Германии, например, за несколько лет рождаемость упала на 50%. Примерно такие же последствия имел для России и распад СССР. Нынешний кризис в Европе тоже заставил многих европейцев отказаться от мысли завести детей.
Падение рождаемости – верный признак всех масштабных кризисов. Обычно в кризисы сокращаются доходы домохозяйств, найти работу становится особенно сложно. В условиях экономической и политической неопределенности люди не готовы рисковать и заводить детей, которых затем придется содержать и воспитывать.
К "детям Берлинской стены" относят поколение, которое родилось в период с августа 1990 года по по декабрь 1993 года в Восточной Германии.
Эксперты проанализировали, как часто "дети Берлинской стены" имели проблемы с законом в период 1993-2011 годов. Оказалось, что их на 40% чаще арестовывали, чем их сверстников из Западной Германии и представителей старших поколений, родившихся в ГДР. Причем первые контакты с полицией "детей стены" начались, когда некоторым из них было 6 лет. Они постоянно совершали различные правонарушения, причем это касалось и мальчиков, и девочек.
Потом "дети стены" выросли и оказалось, что и образование у них хуже, чем у детей, зачатых до объединения Германии. У них хуже результаты по международным программам оценки участников PISA и PIRLS. К 12 годам они на 33% чаще оставались на второй год.
Эксперты это связывают с характеристиками родителей: в неспокойные время решались рожать, как правило, молодые и не самые благополучные пары. Действительно, жительницы Восточной Германии, решившиеся родить сразу после падения стены, были более молодыми, менее образованными, менее экономически активны и не всегда имели постоянного партнера. Они вкладывали меньше сил в развитие своих детей.
К 17 годам их дети куда ниже оценивали качество родительской заботы, которую они получали, чем их сверстники из ФРГ.
Выпускники кризиса
Поколение стены – вовсе не единственный пример "потерянного поколения" в новейшей истории Европы. Новым потерянным поколением сейчас называют тех, кто в 2008-2009 годах и позже вышел на рынок труда, например, после окончания школы или колледжа, то есть по-сути, сверстников немцев, родившихся во времена падения Берлинской стены.
Сразу после последнего экономического кризиса в США и странах Юга Европы начала стремительно расти безработица. Если опытные специалисты еще могли найти себе работу в кризисных условиях, то для молодых людей это стало невозможным.
До кризиса средний уровень безработицы среди людей в возрасте 15-24 года в развитых странах составлял 13%. В 2012 году, сразу после кризиса, этот показатель составлял уже 20%.
В некоторых странах ситуация с безработицей среди молодежи после кризиса остается критической. Согласно данным Евростата, в Греции, по итогам 2013 года, уровень безработицы среди молодежи составил 58%, в Испании – 53%, а в Италии – 35%. В Греции к середине 2014 году уровень безработицы среди молодежи, по данным Евросстата, снизился до 50%, а в Испании вырос до 54%. В США уровень безработицы среди молодежи составил 13,6%.
Если молодой человек слишком долго не может найти себе работу, то это приводит к разочарованиям и потере навыков. Шансы такого человека в будущем найти работу или построить карьеру существенно снижаются. Этой теме посвящено множество исследований, например, в 2012 году об этом предупреждал МВФ.
Люди, которые пострадали от безработицы в молодости, в будущем чаще теряют работу и зарабатывают меньше сверстников, не столкнувшихся с такой проблемой. Их доходы могут быть на 20% меньше, чем у сверстников. Причем наблюдаются подобные эффекты даже 20 лет спустя. Некоторые исследования напрямую связывают высокую безработицу среди молодежи с беспорядками и революциями.
Постсоветский сдвиг
БГ обсудил влияние кризиса на судьбу различных поколений россиян с заместителем директора Института демографии Высшей школы экономики Сергеем Захаровым. По его мнению, события вроде кризиса 1998 года или 2008 года практически не повлияли на судьбу российской молодежи, детей, появившихся на свет сразу после распада СССР. Эти экономические кризисы - микроскопические изменения на фоне фундаментального сдвига 1991 года.
Политико-экономические изменения, которые произошли тогда, повлияли на демографическое поведение и стратегии всех россиян без исключения. Поколения, которые социализировались в конце 1980-х и начале 1990-х годов, ведут себя совершенно иным образом по сравнению с их предшественниками и родителями: они вступают в брак позже, позже рожают первого ребенка, они более эффективно планирует рождение детей и у них реже случают незапланированные беременности.
Люди стали более рационально оценивать свои возможности, молодежь начала больше инвестировать в свой человеческий капитал, она продает себя дороже на рынке труда, чем это было раньше. Родители начали больше вкладывать в образование детей.
"Здесь есть свои плюсы и минусы, – говорит Захаров. – Нельзя сказать, в какую сторону, положительную или отрицательную, меняется поведение постсоветских поколений и к чему приведут эти изменения".