Новости не располагают к шопингну. Доллар перешагнул за сорок рублей, евро приближается к пятидесяти трем. Аналитическая компания Bain & Co предсказывает, что к концу года российский люксовый рынок просядет на 18 %, потеряв почти 5 млрд евро. Такого не было даже в 2008 году. Отдельные бренды сокращают количество своих магазинов, а кто-то и вовсе уходит из России.
Во время прошлого экономического кризиса, когда у меня родился ребенок, подруга привезла несколько мешков с ползунками, кофточками, курточками, носками и прочим добром, которое ее дочери и подросшим детям ее знакомых мам уже было не нужно. Спустя несколько месяцев мешки перекочевали к другим младенцам, а через пару лет снова вернулись к подруге.
"Я больше не хочу быть перевалочным пунктом", – сказала она и организовала во дворе своего дома в Китай-городе гаражную распродажу – Yard Sale. Помимо детских вещей, там были дизайнерские платья, обувь, сумки, украшения, книжки – ее собственные, друзей и соседей. Идея всем понравилась, и с тех пор модные развалы во дворе стали регулярными.
Сегодня гаражные распродажи в Москве — обычное дело, повседневная составляющая жизни города. Их время от времени проводит фейсбук-сообщество Undress, выбирая для этой цели "модные" места, вроде Винзавода и сопровождая шоппинг гламурными развлечениями — распитием смузи и бесплатным маникюром. Хозяйки магазина Twins Shop, устраивают сейлы в парке Горького. Жители района Сокол – на Песчаной улице. Пока я писала этот текст, получила приглашение на благотворительный Luxury Garage Sale на Тверском бульваре.
Фейсбук кишит закрытыми сообществами, где сапоги Prada можно поймать за три тысячи рублей, а платье Diane von Furstenberg – за две
Старые или новые, но успевшие надоесть вещи больше не маринуются в шкафах под лавандовыми мешочками от моли, а реинкарнируются в гардеробах новых владельцев.
Одновременно с гаражными сейлами набирают популярность блошиные рынки: народный "советский", со старой одеждой, фарфоровыми чашками, бытовой техникой в Химках, или элитный "европейский" Cat & Fox на Петровке – с винтажной бижутерией, стариной мебелью, гравюрами XIX века, сумочками Chanel.
Фейсбук кишит закрытыми девичьими сообществами вроде "анонимных шопоголиков", где сапоги Prada из коллекции прошлого сезона можно поймать за три тысячи рублей, а платье Diane von Furstenberg – за две. Пока многомиллионный фэшн-рынок продолжает падать, теряя клиентов, набирает обороты альтернативный "суб-рынок", на котором и со сбытом, и со спросом, и с предложением все в порядке.
Конечно, ужасно логично, что все эти блошиные рынки, сообщества обмена одеждой и гаражные распродажи стали популярны именно в момент нарастающего экономического кризиса. Но мне кажется, дело не в нем. Или не только в нем. В Америке, откуда в Европу, а потом и в Россию пришла мода на гаражные распродажи, расцвет этого формата пришелся на 50-60-е годы, когда о кризисе там никто и не думал, а экономика росла небывалыми темпами.
Гаражные распродажи – прежде всего приятное времяпрепровождение, неформальное общение и удовольствие от того, что можешь почти бесплатно завладеть "сокровищем". Например, как это сделал один счастливый завсегдатай американских распродаж, купивший в 2012 году за пять долларов некий эскиз, который впоследствии оказался оригиналом Энди Уорхола и ушел с аукциона за два миллиона. Признаться, даже неважно, правдивая это история или просто красивая легенда – важна сама идея супервыгодной покупки.
В общем, Жан Бодрийяр был бы, думаю, гаражными распродажами доволен. Общество гиперпотребления, которое он "изобрел" и сам же заклеймил, кажется, устало от бесконечной гонки за тоннами ненужных товаров, грустное бытование которых началось в магазине и очень быстро закончилось на помойке. Мы научились справляться с изобилием, и ведь без всяких шопинг-диет. "Девочки, хочу освободить место в шкафу для новых туфель, поэтому продаю старые, налетайте" – так нередко начинаются посты в модных сообществах в социальных сетях.
Несколько лет назад было модным говорить о slow fashion – философии снижения потребительской активности, которая предполагает, что любую вещь нужно занашивать до дыр, и лишь после этого отправлятья в магазин за новой. Так же правильно было ругать fast fashion – быструю смену моделей и коллекций, провоцирующую увеличение потребления.
Сегодня, кажется, парадигма поменялась: больше не надо сидеть на диете, изнуряя себя стаканом воды и кусочком яблока – надо есть много, но правильно. Не следует ограничивать себя и в шопинге. Шопоголикам объявлена амнистия, а это значит, что нужно покупать, отдавать и продавать. И чем больше, тем лучше.